Меню

Выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум»

События Премии
02 апреля '21

Со 2 по 25 апреля в Музее современной истории России будет открыта выставка «Известный и неизвестный Наппельбаум». В экспозиции будет представлено более 230 произведений признанного мастера фотографии первой половины XX века Моисея Наппельбаума, которые он создал в разные периоды. Выставка создана на основе семейного архива Наппельбаумов.

Премия «На Благо Мира» рекомендует выставку к посещению, это дань уважения известному фотографу, посвятившему свою жизнь фиксации мира искусства, созданию галереи портретов творческой интеллигенции и великих мэтров различных сфер культуры.

Наппельбаум — судьба фотографа

Наппельбаум узнал о фотоискусстве в 15 лет, когда работал в Минске подмастерьем в фотоателье. Через некоторое время юноше стали доверять и самостоятельную фотосъемку клиентов.

Наппельбаум работал в Смоленске, Козлове, Москве, Одессе, Варшаве, Вильно, Евпатории. Однако широкий успех так и не приходит к нему, что заставляет его уехать на заработки в США. В Филадельфии и Питтсбурге он получает опыт в фотографировании трудовых коллективов, а также в фотоработах для массового и серийного распространения.

Но впервые экспериментировать и искать свой стиль Наппельбаум начал уже по возвращении на родину в 1895 году. В итоге, благодаря новым приемам работы со светом, необычным композиционным решениям фото Моисея Наппельбаума стали выставлять на выставках, в том числе за рубежом.

 В 1910 году фотограф переехал в Петербург, где начал сотрудничать с различными журналами. Его фотографии с рабочими коллективами, артистов театров в сценических костюмах стали появляться на страницах журналов. В иллюстрированном журнале «Солнце России» у Наппельбаума выходят целые серии фотографий политических деятелей (Спиридонова, Плеханова, Церетели, генерала Корнилова, Луначарского и многих других), депутатов Государственной Думы, групповые портреты отдельных думских фракций.

Кстати, благодаря поручению Луначарского Наппельбаум сделал фотопортрет Владимира Ленина, который впоследствии стал самым тиражируемым прижизненным образом. Одновременно Свердлов поддержал инициативу Наппельбаума создать первое государственное фотоателье, в котором тот получил официальную должность фотографа ВЦИК.

Несмотря на плотную работу с руководителями страны, Наппельбаум огромное количество времени уделял художественной фотографии, продолжая эксперименты с сюжетами, декорациями и светом. Он стал первым в стране автором персональной фотовыставки: большинство выставленных работ представляли собой не традиционные портреты, а экспериментальные этюды, фотографии обнаженной натуры, людей в движении. В каталоге к выставке был опубликовал манифест автора о будущем развитии фотографического искусства.

В 1919 году фотографию ВЦИК переносят в Москву, и Наппельбаум решает жить на два города. В Петрограде он фотографирует обычных людей и творческую интеллигенцию. А его дочери организуют дома что-то вроде поэтического салона вокруг «Цеха поэтов» Николая Гумилёва и его молодежного крыла «Звучащая раковина». Позже, особенно после гибели Гумилева, эти вечера стали посещать другие писатели и поэты. Наппельбаум создал портреты всех главных представителей Серебряного века: Блока, Брюсова, Гумилева, Пастернака, Белого, Ахматовой, Мандельштама. Одновременно с этим он фотографировал государственных деятелей: Ленина, Сталина, Дзержинского, Троцкого, Каменева, Коллонтай.

После 1925 году Наппельбаум окончательно поселился в Москве. В этот период он делает портреты Горького, Бабеля, Булгакова, Мухиной, Плисецкой, других видных представителей советского искусства.

Подробнее о выставке на сайте музея.

Сроки проведения: 2 — 25 апреля.

Адрес: Москва, ул. Тверская, д. 21, Музей современной истории России

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть