Наверх

Блог
23.08.19
О книге «Система случайностей» этюды о стихосложении (М.: Кругъ, 2018) Галина Щербова рассказала на встрече с петербургскими литераторами и любителями поэзии, прошедшей 17 августа 2019 года в Комарово на Даче Ахматовой.
14.07.19
Галина Щербова выпустила шесть сборников стихов, три книги прозы, печатается в периодических изданиях, на Интернет-порталах Яндекс-Дзен., ПЕРЕМЕНЫ, Русское поле, активно работает в литературе. С каждой книгой видение мира усложняется, письмо становится насыщеннее. Прекрасное владение силлабо-тоникой...
12.07.19
В истории литературы встречались поэты, которые создавали комментарии к своим сочинениям. Исчерпывающими по этому вопросу являются слова Державина: «Все примечатели и разбиратели моей поэзии, без особых замечаниев, оставленных мною на случай смерти моей, будут судить невпопад».
10.07.19
В филиале Музея Москвы, Центре Гиляровского, 23 мая проводилось награждение лауреатов конкурса короткой прозы «Московский джаз», учреждённого творческим объединением «Белые камены». Специальный приз Премии за доброту в искусстве «На Благо Мира» вручён Галине Щербовой, автору эссе «На языке Москвы». ...
28.06.19
Каждый поэт встречается со стихотворением и работает над ним по-своему. Бывает, оно возникает легко, бывает – в результате мучительных трудов. Но иногда вдруг является идеальное решение, до которого никогда не дойти своим умом, – помощь свыше, счастливая случайность. Никто не может сказать, откуда п...

Настроение - это простор. Рецензия на книгу "Система случайностей". Этюды о стихосложении

12.07.2019

http://www.ng.ru/ng_exlibris/2019-02-14/15_970_prostor.html

Вадим Гидеонов

 О КНИГЕ «СИСТЕМА СЛУЧАЙНОСТЕЙ» (ЭТЮДЫ О СТИХОСЛОЖЕНИИ) ПОЭТА И ПРОЗАИКА ГАЛИНЫ ЩЕРБОВОЙ

(Щ61 Щербова, Галина. Система случайностей . М. : Кругъ. 2018. – 256 с. ISBN 978-5-7396-0428-6)

 

 

«Возникновение стихотворения из случайных слов, строк, совпадений – чудо. Очень трудно объяснить чудо. Но можно проследить хронологию событий, мыслей, действий, которые к чуду привели», - говорит автор книги «Система случайностей», раскрывая перед нами механизмы своей поэтической работы: пути возникновения замысла и воплощения его в законченное стихотворение. Автором проанализировано около ста собственных стихотворений, каждое из которых имеет свою историю.

Есть устойчивое мнение, что хорошие стихи не нуждаются в комментариях. Однако это мнение распространяется только на автора стихов и никоим образом не ограничивает читателей и критиков в обсуждении, толковании, собственном прочтении и оглашении мнения по поводу стихов, представленных поэтом. То есть автору не полагается, а литературоведу разрешено и всячески поощряется.

Всегда интересно знать, что имел в виду поэт, когда написал так-то и то-то, почему не иначе, какие события или впечатления отражены в стихотворении, каким путём шло поэтическое мышление, которое привело к открытиям, прозрениям? Что было причиной, что следствием? И литературоведение активно занимается разбором стихотворений, их комментированием. Но обычно такие исследования проводятся в отношении ушедших авторов, которые уже не могут дать комментарий, и он создаётся постфактум на основании имеющихся сведений, зачастую очень скромных.

В истории литературы, однако, имеются и примеры обратные, когда поэты сами создавали комментарии к своим сочинениям. По этому поводу исчерпывающими являются слова Державина: «Все примечатели и разбиратели моей поэзии, без особых замечаниев, оставленных мною на случай смерти моей, будут судить невпопад». Первый краткий комментарий он создал в Званке в 1805 году, более подробные объяснения к стихам, раскрывая их природу, продиктовал в 1808-м.

Галина Щербова так объясняет причины, подтолкнувшие ее к публикации комментариев к своим стихам: «Только поэт в полной мере понимает свои стихи. Ему известно, какая многоярусная конструкция из душевных порывов, путаных мыслей, сонного безделья и бессонных трудов, направленных поисков и ослепительных случайностей является корнем аленького цветочка - стихотворения». Автор рассказывает в книге, что желание фиксировать этапы поэтического труда возникло постепенно из понимания поэзии, способности оценить чужие и свои стихи, видеть их конструкцию – существенные и вспомогательные элементы, осмысленно работать над их усовершенствованием. Идея собрать такую книгу возникла в 2010 году.

«Написав новое стихотворение, поэт помнит процесс его создания до мельчайших подробностей, - говорит Галина Щербова в предисловии. - Но вот оно начинает существовать в законченной форме, и из сознания немедленно удаляются этапы извлечения итога. Всегда помнится исходное художественное впечатление, от каких строк, как от трамплина, оттолкнулся замысел. Но как одно слово заменялось другим, как подбирались рифмы, – вся эта суетливая и нервозная кухня компоновки и перестановки, – забывается. Если зафиксировать ход работы сразу, сохранится много нюансов и тонкостей, которые уже не восстановить даже через месяц… Записи о рождении стихотворения представляют собой лот, показывающий реальные глубины, из которых оно выужено».

Комментарии к стихотворениям имеют дневниковый характер, выстроены хронологически. Это искренний, интересный и серьезный рассказ о творчестве, не лишенный самоиронии: «…Записи о работе над стихами включают много нелепого, смешного, даже смехотворного, - что неизбежно возникает при лихорадочном поиске версий. Иногда рифма берётся, какая попало, лишь бы удержать ритм и перепрыгнуть через досадное препятствие к брезжащим впереди строкам. Потом она заменяется достойной, но память о первом варианте остаётся, вызывая улыбку, иногда весёлую, иногда скептическую».

Книга свободна от сухих литературоведческих постулатов, от всего, что можно почерпнуть в учебниках, она едва ли может быть руководством к действию для других поэтов, как совершенно личный подход к поэтическому искусству. Однако несомненным ее достоинством являются глубокие рассуждения о поэзии, выношенные автором в процессе осмысления работы над стихами: «…Главное преимущество поэтического высказывания перед всеми прочими, его высшая ступень – нескáзанное. Оно таится в том настроении, которое невольно охватывает при чтении стихотворения. Настроение не описывается, а вызывается. … Настроение – открывающийся простор, а точные слова лишь фиксируют его вершины и дали. Поэтическое волшебство именно здесь».

Премия "На Благо Мира"
Вся необходимая информация для участников конкурса