Меню

Любви и доброты

19 марта '18

Любви и доброты

По образованию я художник, преподаватель изобразительного искусства.
Мои увлечения, к которым я отношусь насколько возможно серьёзно - это песни,
стихи, переводы некоторых произведений в русскую поэтическую форму.

Ещё в студенческие годы меня заинтересовал вопрос: есть ли в искусстве объективные
критерии оценки? Поясню... Есть точные науки. Там всё измеряется и проверяется, люди знают,
как найти погрешность, ошибку. Подобным образом в спорте: быстрее пробежал - 
вот критерий. Скорость, количество забитых голов, высота или длинна прыжка - 
измеряемые категории.

А по поводу искусства как будто присутствует некая размытость в критериях.
"Я так вижу", "Право на самовыражение" и другие слоганы в творческой
среде как бы намекают нам, что в этой области объективности нет и быть не может
по определению. Такой подход даёт художнику (в широком смысле слова) некое
алиби, даже право на вседозволенность, но здравый смысл говорит, что это не верно.
Признаюсь, я до сих пор не встретил удовлетворительной научной работы на эту тему.

Для себя я нашёл некие ориентиры, связанные с оценкой искусства. И в моём случае
главные критерии оказались, как ни странно, за пределами формальной стороны дела,
за гранью навыков и умений, академической образованности.
Я замечал, что порой люди творческого склада могут быть серьёзными профессионалами,
а по характеру или привычкам... Как бы сказать помягче? И напротив, человек добрый, порядочный,
любящий - иногда не блистает шедевральностью в своём деле. Как говорится - не звезда. 
Наверное, бывает и удачное сочетание профессионализма и прекрасного характера, 
а также одарённости и нравственности. Одарённость как правило видна, а нравственная чистота
не всегда публична, это область, скрытая от людских глаз. Для широкой публики видна обычно 
её декларация, но не она сама.

С одарённостью всё, кажется, просто. Дар даётся. Безвозмездно? Может быть. Некоторые люди 
утверждают кроме того, что Господь никогда не забирает своих даров. А нравственность... 
Дар ли это? Похоже, что это слово ведёт к бескрайнему полю бытвы с пороками, искушениями, 
гордыней, тщеславием, привязанностями, мнимым величием. Даётся ли здесь что-либо навсегда, 
забирается ли что-то против нашей воли? 
У меня есть догадка, что, давая человеку талант, Бог даёт ему возможность выиграть 
личную битву - сражение "с самим собой". Влияние на окружающих, скорее всего, совсем не главная 
цель в этой битве, а возможно и не цель вовсе, а лишь побочный эффект.

Такие мысли о творчестве и искусстве посещают иногда...

Мне во многом близка концепция проекта "На благо мира". Я слышал об этом конкурсе раньше
и в середине марта 2018 года узнал, что некоторые мои произведения представлены на соискание.
Хочу пожелать всем участникам и всем зрителям и слушателям любви и доброты,
честности с самими собой и искренности в своих поисках истины и красоты. Желаю и себе того же.

Верю, что проект "На благо мира" поможет некоторым талантливым людям и порадует широкую аудиторию
творческими находками и откровениями. 

Хочу, чтобы моё творчество, хоть и доступное публике, всё же было сокровенным по содержанию, 
личностным, выходящим за пределы корыстных интересов обособленных социальных групп, организаций, 
партий и свойственных им противоречий, недостатков, вражды и ограниченности.

Если вам захочется подробнее ознакомиться с моими песнями и книгами, это можно
сделать на сайте  http://yaroslavklimanov.ru 

Всего самого наилучшего.
С уважением, Ярослав Климанов

Ярослав Климанов

Ответил на вопросы анкеты премии "На благо мира". Публикую здесь. 1. Песня "Жизнь возьмёт своё". Автор - Ярослав Климанов 2. Как создавалось произведение? Произведение родилось весной 2021 года как следствие размышлений о Великой Отечественной войне. Простая, не отягощённая музыкальными изысками мелодия, пришла практически одновременно с текстом. В канун празднования Дня Победы я по просьбе родных записывал аудиоверсию поэмы Роберта Рождественского "Реквием". Настроение было непростое. Тема войны и её последствий волнует меня. Особенно сегодня, когда бесчеловечные проявления не прикрыто, беззастенчиво внедряются в жизнь многих людей. Возможно, суровость любой войны, в том числе и нынешней, призвана пробудить сознание, заставить людей стать серьёзными и ответственными, сделать свой выбор, порой под давлением обстоятельств. В то же время мне хотелось, чтобы скорбь и прочие невесёлые чувства, часто сопутствующие теме войны, были уравновешенны верой в лучшее, в гармоничное начало бытия. На этой волне и пришли слова песни " Жизнь возьмёт своё". 3. Почему песня, на ваш взгляд, подходит на конкурс нашей Премии? Одним из приоритетов для меня как автора в последние годы было создание не сценических произведений (хотя я пишу иногда и для эстрадных исполнителей и для театра), а написание песен для людей, которых я могу назвать родными, друзьями и близкими. Эстрадный жанр иногда подчёркивает внешнюю сторону песни, её "упаковку", при этом в последние годы у многих авторов прослеживается склонность: произведения при всех достоинствах текстов, музыки и аранжировок зачастую не способны объединять людей. Не хватает простоты, общинности, душевности. Из многих песен как будто полностью исчез семейный дух, дружеский настрой. Много философских текстов, много проповедей через песенную форму. А что из этого разнообразного потока способно объединять, вдохновлять на высокие чувства и великие дела? Я также не исключение. Так же болею некоторыми ошибками современной культуры, вместе с тем пытаюсь избавиться от того, что видится мне нездоровым. Кажущаяся простота лучших массовых песен советского периода… Они не устаревают и сегодня, вдохновляют и объединяют людей даже во времена "атомизации" общества, в периоды расцвета индивидуализма и безверия. Лучшие песни из советского наследия, как и высокие образцы народного творчества, оказываются сегодня труднодосягаемыми для многих авторов вершинами. Однако содержательно многие старые песни теряют актуальность из-за того, что на дворе - другое время, другие обстоятельства. Изменился социальный контекст. Вечные ценности в разное время нуждаются в адекватных средствах передачи. Поэтому люди пишут новое, так, как они это чувствуют сейчас. Мне в основном хочется создавать что-то достаточно простое по форме, доступное для общего исполнения. Это не так просто, как может показаться. И это, на мой взгляд, один из возможных вкладов в благо мира, поскольку мир основан на семейном, общинном укладе, в котором есть баланс общего и частного, индивидуального и совместного. Если песня хоть немного соответствует этому духу, то для меня это хороший знак. 4. В чем заключается «доброта в искусстве»? Я согласен с точкой зрения людей, которые считают, что слово "добро" связано с глаголом "добрать". «У человека добра много», «Нажил добра» - так говорили наши предки. Тот, кто не добрал чего-либо в жизни, не удовлетворил какие-то основные потребности, может легко стать "не добрым". А тот, кто "перебрал" или даже стремится перебрать, становится злым. "Зло" - от старорусского слова "зело" (очень, чрезмерно). Если исходить из этого, то доброта ( в искусстве или в иной сфере) состоит в умении соблюсти тонкий баланс необходимого, меру, чуткость к потребностям (своим и чужим) и способность откликаться на эти потребности, не впадая в крайности. Поэтому великие мастера искусства сообразны своему времени, существуют в его контексте и очень чутки к реальным, а не выдуманным или навязанным потребностям общества. 5. Какие у вас планы, если вы выиграете? Мои планы - оставаться самим собой, насколько это возможно. Выигрыш для меня - быть в процессе живого общения с людьми, близкими по духу; быть по-настоящему полезным, нужным, востребованным. Если мои песни заслужат какие-либо награды, это будет приятным добавлением к процессу. Если нет, значит, кто-то другой больше нуждается в признании и поощрении. 6. Есть ли планы презентации работы в настоящее время? Сейчас песня "Жизнь возьмёт своё" представлена на соискание премии "На благо мира" в очень простой форме - домашняя запись под гитару. Презентация предполагает, скорее всего, несколько более облагороженную подачу, возможно, аранжировку и хоровое исполнение. Если у меня появятся ресурсы для этого, я обращусь к специалистам, которые профессионально делают произведения презентабельными. Если такие ресурсы не проявятся - в любом случае - в ближайшее время я хотел сделать ещё одну запись песни, в лучшем качестве, хотя я не могу назвать себя профессионалом в звукорежиссуре, аранжировке и т.д. В остальном - я представляю публике свои произведения на творческих встречах. Как говорится "глаза в глаза", "от сердца к сердцу".

Показать полностью Скрыть