Меню

"Черная курица"

13 сентября '19

"Черная курица"

Произведение создано в рамках Конкурса новых произведений для детей и юношества в жанре оперетты и мюзикла, проводимого Союзом театральных деятелей России. В состав Экспертного совета вошли композитор Раймонд Паулс (председатель), поэт и драматург Юрий Ряшенцев, директор театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский, главный режиссер Свердловского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев и др. Конкурс на создание и постановку нового произведения для детей и юношества в жанре оперетты и мюзикла был объявлен в мае 2008 года. Лучшие из сочинений, присланных композиторами, жюри предложило театрам России. Обладателями грантов на постановку спектаклей по конкурсным произведениям стали всего шесть театров и, соответственно, шесть авторских коллективов – композиторов и либреттистов. Это театры Оренбурга, Санкт-Петербурга (Театр музыкальной комедии и «Зазеркалье»), Екатеринбурга, Пятигорска и Петрозаводска.

Премьера состоялась в октябре 2010 года на сцене Музыкального театра Карелии (Петрозаводск). Спектакль уже успели полюбить юные зрители Карелии, в театре он идет каждый месяц с аншлагом. Осенью 2011 года он с большим успехом был показан на Международном фестивале искусств "Параллели" в Норильске. По итогам сезона 2010/11 года спектакль номинирован на две главные национальные театральные премии - "Арлекин" и "Золотая маска" (в 5-ти номинациях, в т.ч. «Лучший композитор музыкального театра»). В марте 2012 г. спектакль успешно гастролировал в Москве, в помещении театра «Новая опера»,     в апреле 2012 г. – в Санкт-Петербурге, в помещении театра «Зазеркалье», а в сентябре 2012 г. – в Саратове, в помещении Театра оперы и балета. Позднее – в Мурманске.

Изобретательные декорации, световые и звуковые эффекты создали полное впечатление трансформации двух миров. Для любого театра особый интерес представляет работа над таким произведением, которое еще не имеет сценической традиции, более того – которое рождается в союзе с театром. Композитор и либреттисты дорабатывали сочинение уже в сотрудничестве с режиссером-постановщиком, с учетом возможностей и актерских индивидуальностей конкретного театра. В практике Музыкального театра Карелии подобные случаи единичны. Тем ценнее сегодняшний опыт для нынешнего поколения артистов.

          Это история о дружбе и предательстве, невероятных приключениях и превращениях, о взрослении маленького человека. Мальчик Алеша удивительным образом попадает из реального – скучного и порой жестокого – мира в мир своих грез и фантазий, где обретает новых друзей. Создатели спектакля постарались сделать его понятным и интересным для современных юных зрителей от 7 до 17 лет, а также их родителей. Изобретательные декорации, световые и звуковые эффекты создадут полное впечатление трансформации двух миров. Авторам либретто и музыки кажется особенно актуальным в наше время подчеркнуть важность вступления юного человека во взрослый мир, трудность открытия этого мира ребёнком и выделить линию персональной ответственности каждого отдельного человека за всё происходящее в мире. Порой одним неосторожным движением мы можем вызвать катастрофические последствия, разрушить целый мир. Но, с другой стороны, каждый может хоть что-то в этом мире исправить.

 

Рецензия в газете "МК":

«Рыцарь в перьях»

«Черная курица» претендует на «Золотую маску»

Литературная основа спектакля: сказка, а вернее, фантастическая повесть русского писателя первой трети XIX века Антония Погорельского, произведение столь же известное, сколь и загадочное. Не случайно экранизация этого сочинения в начале 80-х (с Альбертом Филозовым в главной роли) стала чем-то большим, чем очередной детский фильм: поэтичность, символичность, таинственность, озвученная музыкой Олега Каравайчука, превратили детское кино в настоящий советский арт-хаус. Вот и опера Романа Львовича, которую композитор назвал «оперой-мюзиклом», также полна таинственности, мудрых смыслов и редкого в наши дни эстетичного и ненавязчивого морализаторства.

Герой спектакля — маленький мальчик Алеша (Эльвина Муллина, номинация «Лучшая женская роль»). Его встреча с темным миром, от которой он ждал приключения, привела его к совершению предательства и осознанию того, что он бездумно разрушил чужую вселенную. Курица Чернушка (номинант Андрей Макаров), оказавшаяся рыцарем Подземного царства, посвящает юного героя в тайны мироздания. Масонские корни повести Погорельского (в те времена вся литература была так или иначе связана с масонской символикой), возможно, прочитаются сегодня не всеми. Но ощущение прикосновения к непостижимому непременно возникнет. История не из легких, особенно для современных детей, привыкших к поверхностным сюжетам диснеевских фильмов-фэнтези. К счастью, авторы не стремятся адаптировать сюжет Погорельского к актуальной ментальности: текст либретто (Ирина Лычагина и Игорь Цунский) выдержан почти в стилистике оригинала — без архаики, но и без современного сленга. Молодые постановщики спектакля режиссер Юлиана Егорова и художник Елена Олейник (дебют в репертуарном театре) тоже не пошли по пути внешнего осовременивания сказки.

«Черная курица» — все-таки не мюзикл, хотя номинирована она в этой категории. Можно назвать ее «лайт-опера» или «постмюзикловая опера», но главное слово здесь именно «опера». Спектакль идет в сопровождении абсолютно классического оркестра (дирижер Сергей Иньков). Артисты исполняют свои партии академическими голосами, да и музыкальный язык больше опирается на стандарты русской оперы позапрошлого и прошлого веков, нежели на традиции мюзикла. Впрочем, это не столь существенно. Существенно то, что с детьми говорят на серьезные, взрослые темы серьезным, взрослым языком. Мелодичность, выразительность, интонационная внятность, в принципе свойственные музыке Львовича, в «Черной курице» проявились в полной мере. И пусть не вызывает восторга, что постановочные эффекты спектакля весьма скромны, а художественные решения подчас слишком наивны, а мальчиков играют взрослые сопрано-травести в традициях советских ТЮЗов. Все равно такая «Черная курица» должна быть в жизни ребенка, которого водят в театр.

материал: Екатерина Кретова
газетная рубрика: КУРЬЕР КУЛЬТУРЫ
теги: мюзикл, опера, золотая маска

По данной работе пока нет отзывов