Киркоров вне этики! Вопросы к телевизионному контенту
Премия «На Благо Мира» выступает с общественной инициативой. Необходимо создать этические нормы публичного контента
Что такое современное телевидение? С каждым годом, оно все больше начинает напоминать средневековое шутовство без намека на нравственность и этику.
Во время самоизоляции появилось огромное количество развлекательных передач, сериалов и шоу, будто созданных по принципу: «Чем дурнее, глупее, пошлее, тем лучше».
Не так давно на одном из развлекательных каналов запущено юмористическое скетч-шоу #вмаскешоу, герои которого учатся жить в условиях карантина. В конце мая в инстаграме одного из участников — народного артиста России Филиппа Киркорова — появился видеоролик, в котором певец снялся в роли актера, которому агент подсунул сценарий с рекламой продукта. Ролик снят в стиле home-видео с эротической подоплекой, разговора бывшего десантника с сослуживцем, намеком на нетрадиционную ориентацию, шутками ниже пояса. Актерская работа, режиссура истории не дотягивает до профессионального уровня.
Не выдержал даже бывший командующий ВДВ Владимир Шаманов. Он призвал певца «для своего же блага» извиниться за ролик. Однако дело не только в артисте, но и сценарии, концепции, и здесь стоит посмотреть на данную историю гораздо шире.
Премия за доброту в искусстве «На Благо Мира» считает, что затронутая Владимиром Шамановым тема оскорбления ВДВ в ролике с участием Киркорова — только верхушка айсберга. Если обратить внимание, то позади Киркорова есть и икона. Чем не оскорбление верующих? Но это все частности.
Повторимся, что стоит взглянуть на ситуацию с столь обсуждаемым видеороликом шире. И для этого нужно честно ответить на несколько вопросов:
Кто является заказчиком?
Кто потребителем? Для кого это снимается?
Какие цели преследуются при продюсировании подобных проектов?
С заказчиком — все понятно. Но кто будет смотреть это шоу на ТВ-канале? Дети, молодое поколение, бабушки и дедушки? Неужели родители хотят, чтобы их дети смотрели на то, как переодетый в форму военного поет про какую-то смазку? Интересно ли молодежи, на что готов народный артист ради денег и ускользающей популярности? Или насколько старшему поколению приятно слушать когда-то известного исполнителя прекрасный отечественных песен в низкопробном видео?
Премия обеспокоена тем, что подобные истории на телевидении и в информационном поле — не единичны. И печально, что это, скорее, тенденция и правило. Сейчас, чтобы удивить и привлечь зрителя, телеканалы идут на все. Причем на деньги налогоплательщиков и рекламодателей. О каком воспитании молодежи может идти речь?
Этот случай в очередной раз свидетельствует о том, что созрел вопрос создания организации, например, Комитета по этике или Общественной группы для оценки контента по нравственным критериям. Основными задачами данной организации будет выработка ограничений и этических норм для публичного контента, а также контроль за их исполнением. Это не цензура, мы не призываем контролировать темы и мнения, мы призываем ограничивать средства выразительности, которые авторы используют, снижая общий культурный уровень граждан.