Есенин. Тайны, загадки, инсайды. Репортаж Премии «На Благо Мира»
Съемочная группа Премии «На Благо Мира» посетила спектакль-вечеринку «У Белой воды», который состоялся в «Есенин-центре». По сути, это театрально-музыкальный эксперимент с элементами перфомативной инсталляции и видеоарта.
За основу перформанса взята ранняя лирико-психологическая новелла Сергея Есенина «У Белой воды». Произведение, за которое автора в своё время некоторые критики упрекали в том, что он якобы выбрал в качестве главной героини «демоническую» женщину. Между тем, Валентин Распутин видел в есенинском рассказе истоки своей онтологической деревенской прозы.
Этот спектакль – попытка постигнуть грани женской сущности, разнообразной и противоречивой. Многообразие оттенков женских состояний колеблется от спокойствия и умиротворения до истерики и экзальтации, что схоже с различными проявлениями водной стихии. Капля, ручей, болото, пруд, озеро, река, море, океан, снег, туман – это всё вода. И это всё она – главная героиня есенинского рассказа Палага. Недаром её имя переводится с греческого как «Речная», и неспроста она живёт у Белой воды. В таком заглавии исследователи видели аллюзию также и на Беловодье, утопическую идеальную страну из русских народных преданий XVII-XIX вв.
Во время действа перформер, как диджей, сплетает текст спектакля с авторской смесью трип-хопа, техно и эмбиента, и спектакль-перформанс на глазах зрителей превращается в спектакль-вечеринку. Каждый из гостей сам выбирает степень своей вовлечённости в процесс: выходить к микрофону петь или читать стихи Есенина, танцевать, становясь частью художественного действия, или наблюдать за отношениями цифрового и реального действия на сцене, вычитывая поэтику текста.
Цитаты:
Есенин для меня – тайна, загадка, и вскрываются сплошные инсайды.
Эта новелла, действительно, загадочное произведение, мы прикоснулись к вершине айсберга.
Всегда самое сокровенное – это встреча с текстом тебя, как человека.
Дай Бог, чтобы мы все прошли по этой жизни достойно, посмотрели потом вверх, и нам не стало стыдно. Вот такая моя сверхзадача, как автора идеи этого спектакля.