Меню

«Культуры много быть не может». Александр Бруньковский.

События Премии
29 октября '19

В 2018 году на Московском международном кинофестивале состоялась премьера документального фильма Александра Бруньковского «Into_нация большой Одессы», который впоследствии получил Приз кинофестиваля МЕКФ в категории «Лучший полнометражный документальный фильм».

– Александр, Вы были одним из создателей рождающегося телеканала «Культура». Состоялась ли концепция канала, которая закладывалась в него тогда?

– Мы начинали работать с каналом, когда у него даже не было помещения. Мы собирали программы о художниках, собирали документальные фильмы у которых был авторский почерк, другой взгляд. Это были, если так можно сказать, поэтические киноэссе. Плюс, была ещё и попытка показать неформатное кино, как бы ни был этот термин условен. И сегодня концепция показывать необычные нестандартные фильмы сохранилась.

– Достаточно ли одного канала «Культура»?

– Культуры много быть не может. Сегодня это могут быть узконаправленные каналы. С переходом на интенсивное интернет вещание, это уже необязательно вещательная частота. В интернет-формате канал может принимать ощутимое участие в развитии человека. Он способен ориентироваться на все более узкие потребности зрителя.

– Культура – это ведь не только искусство. Это и образ жизни. Сегодня много говорят о здоровом образе жизни. Что по этому поводу думаете Вы?

– А почему, собственно, образ жизни должен быть больным? Люди в силу цивилизационных изменений пришли к образу жизни, который можно условно назвать нездоровым. И в этом оказалось задействовано очень много факторов. К примеру, появление электричества совершенно сбило настройки человека. Переход на ночной, к тому же малоподвижный образ жизни сильно повредил здоровью. Столетиями вырабатывался механизм для запуска всех функций организма. Электричеству нет ста лет. Изменились предлагаемые обстоятельства, а организм не может так быстро перестроится. Мы все знаем, что не нужно есть на ночь, что нужно рано вставать… Вопрос, применяем ли мы эти знания?

– Вы были ведущим исторической программы «Искатели», где выступали и как режиссёр, и как сценарист. Эти фильмы были представлены в номинации национальной премии документального кино и телевидения «Лавр». Чем можно объяснить огромный зрительский успех этой программы?

– Темой «Искателей» является поиск артефактов… Но это не просто исторические факты. Это взгляд на жизнь людей далёкого прошлого и на то, как это проецируется на сегодняшний день. Это всегда интересно. И мы понимаем, что на самом деле, не так-то и далеко ушли от этих людей.

– Может ли искусство создать новое сознание?

– Мы сейчас все стоим на пороге того, чтобы родить некие новые взаимоотношения друг с другом.

Что такое доброта? Это сопереживание другому человеку. Некое доброе отношение к тому, что другой делает что-то не так, как мы привыкли. Образ снисходительного отношения и взаимопомощь будет являться переходом в новое сознание. А это так просто не прибьёшь! Любой кондитер вам скажет: пропитка – это время! Необходимо вырабатывание рецепторов в человеке. Это нельзя впитать за 5 книжек, для этого длительное требуется время. Вот, как сейчас образование… Пять книжек – и диплом!

– Ваша книга «Подсказки», представленная в оригинальном жанре «роман изображений». О чём она?

– Когда-то восток был на востоке, а запад на западе. Сегодня это не так, мы все уплотняемся, рождается новая цивилизация. Как в ней жить? Как договориться? Это и отразилось в книге.

– Вы все время экспериментируете с формами. Нуждается ли искусство в новых формах?

– Жизнь – это искусство, жизнь – это игра в самом высшем смысле, как говорили восточные мудрецы. Искусство – это тоже игра и мы хотим увлечь и себя и тех, кто играет вместе с нами. Поэтому мы должны придумывать эти новые формы. Без увлеченной игры мы не можем создавать новую картину жизни. Твоя жизнь интересна, если в ней есть интересные эпизоды. И эти интересные эпизоды нужно ещё создать для других. Всегда во все времена придумывали новый образ рассказа о жизни.

– Как вы относитесь к американским комиксам? Можем ли мы назвать их примитивными?

Кинематограф Эйзенштейна, великого режиссёра – типичный комикс! Он любил американские комиксы и японскую живопись. Он смешал комикс с вертикальным монтажом. Вот же! Каждый кадр «Потёмкина» – это форма с резким ракурсом, острым взглядом, выразительной деталью, с короткофокусным объективом и с расходящимися лучами перспективы. Наверное, для новой генерации мы должны придумать форму, в которой могли бы в картинках с коротким текстом сообщить то, что сообщал Достоевский и Толстой в длинных романах. Может быть, как раз сейчас – время коротких произведений искусства?

– Что бы вы хотели пожелать нашим авторам?

– Чтобы в их творчестве было бы нечто, что может пролить свет на картину жизни.

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть