Меню

Михаил Поваляев: Сейчас образование – это личный подвиг

События Премии
27 августа '19

В гостях у Премии «На Благо Мира» ктитор Университета Дмитрия Пожарского, основатель Филипповской школы, президент Русского фонда содействия образованию и науке Михаил Викторович Поваляев.

- Можно ли сказать, что современные дети более образованы?

- В сравнении с кем или чем? Если сравнивать с отличником или хорошистом советской школы, то менее образованы. А с выпускником дореволюционной гимназии – вообще не сопоставимо. Более корректно будет сравнивать этот уровень с уровнем современного профессора, и далеко не всякий профессор будет ему соответствовать. Мы можем лишь сказать, что есть изобилие источников информации. Другой вопрос: «Как из этих источников не отравиться?»

Сейчас образование – это личный подвиг. К сожалению, система, называющая себя «системой образования» имеет мало к ней отношения.

- Какие хорошие источники вы могли бы назвать?

- Есть 3 источника: классическая наука, наука переднего края и научно-популярная литература. Именно последняя и вызывает больше всего опасений. Под маской научно-популярного протаскивается наибольшее количество очень спорных или вообще оккультных сведений.

С другой стороны, у популяризаторов науки частенько встречается такая позиция: «Если ты мыслишь научно, значит, ты атеист». Вот этими двумя крайностями и грешит научпоп.

- Что стоит в центре мировоззрения молодежи?

- Это сложный вопрос, потому что говорить о мировоззрении, как о чем-то осознанном можно лишь по отношению к меньшинству молодежи. А по отношению к большинству, можно говорить, скорее, даже не об интеллектуальной, а о культурной моде.

Среди популярных в молодежной среде певцов есть те, которые имели в прошлом склонность к интеллектуальной деятельности. Они вставляют в свои песни некие тезисы, которые становятся достоянием широких подростковых масс. Вот в таком «пипеточном» количестве идеи имеют шанс стать популярными, а их проводники приобрести репутацию интеллектуалов.

- Как развивать в ребенке критическое мышление?

- Всякое мышление, по необходимости, критично. Школа и университет, которыми я занимаюсь стараются дать образование в его классическом понимании, как раз здесь мы традиционалисты. Многие наши коллеги из других университетов считают, что образование невозможно, возможна лишь профессиональная подготовка. Науки разрослись, считают они, поэтому образование не нужно. Понятно, что образованных людей не может быть слишком много. Но и представление об уровне образования сильно изменилось. Для образованного человека усвоение нового языка когда-то было рабочей задачей, а не недостижимой величиной.

- С уровнем образования мы разобрались, а уровень нравственности, когда был выше?

- Бессмысленно искать какой-то золотой век, к которому нужно стремиться. Другой вопрос, насколько власть пыталась это урегулировать. Литература Просвещения, например, в основном располагала к свободным нравам, а если прямо говорить, то к разврату. Наоборот, масонство было реакцией на Просвещение и попытку восстановить добрые нравы.

- Престижно ли быть образованным?

- Престижно быть богатым и известным. Если же говорить об образовании, то достичь определенных величин в области точных и естественных наук, сейчас более престижно, нежели в области наук гуманитарных.

- Благодарим Вас, что уделили нам время. В заключение, что бы Вы пожелали Премии «На Благо Мира»?

- Я благодарен за приглашение и хотел бы пожелать, чтобы ваша премия попадала в хорошие руки.

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть