Меню

Показ фильма «На Северном полюсе»

Благие вести
24 декабря '21

26 декабря в Культурном центре «Меридиан», в рамках проекта «Неизвестные герои Севера», партнером которого является Премия «На Благо Мира», пройдет показ документального фильма, созданного в 1937 году о высадке Первой советской дрейфующей станции «Северный полюс»  (1937 год, реж. И. Венжер, Я. Посельский) — знаменитой «папанинской» четвёрки.

В программе вечера встреча с родственниками полярных исследователей — О.Ю. Шмидта — руководителя экспедиции, М.А.Трояновского — оператора фильма, других полярников. Также продюсер Премии Ольга Дунаева вручит памятные подарки близким полярников. Ведущим выступит автор проекта — режиссер Борис Дворкин.

Фильм представлен Российским государственным архивом кинофотодокументов. Проект «Неизвестные герои Севера» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов».

Дата и время: 26 декабря,19.00.

Место: ДК «Меридиан» метро Калужская.

О фильме

Фильм посвящен экспедиции на дрейфующей станции «Северный полюс - I» под руководством И. Д. Папанина, воздушной экспедиции по организации «СП-I» под руководством О. Ю. Шмидта.

Дрейфующая станция «Северный полюс» (СП-1) — первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Высадка экспедиции на лёд была выполнена 21 мая 1937 года. Официальное открытие «СП» состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса), когда льдину покинули самолёты, доставившие полярников и оборудование. Состав: руководитель станции И.Д.Папанин, метеоролог и геофизик Е.К.Фёдоров, радист Э.Т. Кренкель, гидробиолог и океанограф П.П. Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция «СП» через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Мурман» сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Экспедицию возглавлял О.Ю.Шмидт.

Зимовщики и все оборудование были доставлены к полюсу на 4 самолётах АНТ-6- «Авиаарктика» и двухмоторном разведчике Р-6 (АНТ-7).

Заместитель Шмидта — начальник полярной авиации М.И. Шевелёв. Командир лётного отряда и пилот флагманского корабля — Герой Советского Союза М.В.Водопьянов. Остальными самолетами управляли — Герой Советского Союза В.С.Молоков, А.Д. Алексеев, И.П.Мазурук. Самолётом-разведчиком — П.Г.Головин.

21 мая в воздух поднялась машина Водопьянова. На всём протяжении полёта поддерживалась радиосвязь, уточнялась погода и характер ледяного покрова. В 10:50 достигли полюса. В 11:12 связь внезапно оборвалась. Теперь командиром авиаотряда назначили Молокова, главным штурманом — Ритсланда. При посадке самолёта на полюс впервые использовался тормозной парашют.

25 мая старт оставшейся группы самолётов. В 5:25 самолёт Молокова достиг полюса. Вскоре его машина нашла стоянку Водопьянова и приземлилась рядом. Остальные самолёты не смогли найти лагерь, им пришлось остановиться возле полюса. Экипаж Алексеева оказался к полюсу ближе всех — всего 8 км, они тотчас связались с Молоковым. С Мазуруком связь оборвалась на двое суток.

27 мая самолёт Алексеева добрался до той же льдины, что и Водопьянов с Молоковым.

28 мая зимовщики закончили сборку жилой палатки.

6 июня эскадра стартовала к Большой земле.

25 июня летчиков встретила Москва.

Московская студия кинохроники. Оператор: М. Трояновский.

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть