Меню

Выставка «Макс Фриш. Теrra Incognita»

Благие вести
10 октября '21

8 октября 2021 года в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей А. И. Герцена» открылся международный выставочный проект «Макс Фриш. Теrra Incognita», приуроченный к 110-летию со дня рождения всемирно известного швейцарского прозаика и драматурга, автора знаменитых романов «Штиллер» (1954), «Homo Фабер» (1957) и «Назову себя Гантенбайн» (1964).

Не все помнят, что писатель Макс Фриш начинал свою профессиональную работу в качестве архитектора, именно этой теме посвящена значительная часть выставки. Архитектура была для Фриша своеобразным общественным служением. Он упорно искал пригодные для жизни, функционально ясные пространства, а если поиски ни к чему не приводили — создавал их сам. Среди подобных авторских проектов — бассейн в Летциграбене, эскиз Цюрихского театра или «город будущего».

Трагедии XX века заставляли швейцарского нон-конформиста искать альтернативы современному миропорядку, существующему «на исходе эпохи Просвещения». В поисках «чувства жизни» Фриш много путешествует (послевоенная Германия, Польша, Италия, Иерусалим, Балканы, Япония, Куба, Мексика), в 1960-е трижды посещает Советский Союз, наконец в 1972-м уезжает из Швейцарии в Берлин, а в начале 1980-х перебирается в Нью-Йорк.

«В наше время нет больше terra incognita, кроме России» — говорится в романе «Штиллер». Тоска по неизведанному, по утопии была подчас сильнее реальности. По словам Фриша, «утопия необходима, она — магнит, который не отрывает нас от действительности, но задает направление нашей жизни на протяжении двадцати пяти тысяч рутинных дней». Именно в русской литературе, обобщенном «образе России» писатель надеялся обрести утопию. Реальность страны социализма не оправдала его надежд, однако Фриша по-прежнему привлекала монументальная мощь советской архитектуры.

Писатель критиковал современное западное общество: то неистово боролся с реальностью, то уходил от нее, погружаясь в собственную творческую работу. Многие его архитектурные эскизы так и остались невоплощенными; утопии и мечты об иной, лучшей жизни в демократическом обществе — нереализованными.

Герои романов и пьес Макса Фриша пытаются решить так называемую «проблему идентичности», отказаться от роли, навязанной им обществом, обрести себя.  Фриш не давал готовых ответов, но задавал вопросы, втягивал читателя в процесс размышления и сотворчества. Эти вопросы из «Дневника 1966–1971» сопровождают всю выставку.

Выставка «Макс Фриш. Теrra Incognita»

Выставка «Макс Фриш. Теrra Incognita» подготовлена ГМИРЛИ имени В. И. Даля при поддержке Посольства Швейцарской Конфедерации в России.

Партнеры выставки — Архив Макса Фриша в Цюрихе, Российский государственный гуманитарный университет и Международный Российско-швейцарский центр РГГУ.

На выставке представлены материалы из швейцарских архивов, фотографии и книги из фондов ГМИРЛИ имени В. И. Даля.

Над проектом работали:

Наталия Бакши, директор Международного Российско-швейцарского центра РГГУ.

Ирена Желвакова, заведующая отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей А. И. Герцена»).

Куратор: Светлана Головко.

Художник: Евгения Ионова.

Графический дизайн: Анна Епанешникова.

Сайт музея: goslimuz.ru

Адрес: Дом-музей А. И. Герцена, Сивцев Вражек, 27

Срок: 8 октября – 25 ноября.

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть