Меню

«Жизнь без слов» - полёт души Посвящение Марису Лиепе

Благие вести
16 декабря '22

Уникальный спектакль «Жизнь без слов»  – притча жизни о великом мастере высокого искусства, народного артиста СССР Марисе Лиепе прошел в Московском международном Доме музыки в Москве. Главный вдохновитель этого особого  действа и исполнитель главной роли – народная артистка РФ Илзе Лиепа, дочь выдающегося артиста мирового уровня.

Талант этого человека поражал зрителей всегда: Лиепа не просто танцевал, он вживался в каждый образ и передавал целую гамму сложных чувств посредством танца.
«Жизнь без слов» - это некий микс в гармонии: слова, музыки, движения танца –особая атмосфера восприятия действа - и через все это ощущения полета души, проникновение в глубину жизни великого мастера великого искусства – Мариса Лиепы.

Главными помощниками Илзе Лиепы  в осуществлении этого действа были: художественный руководитель и дирижёр Женского симфонического оркестра Ксения Жарко (в 2022 году оркестр отметил свой 10-летний юбилей), пианист, директор Женского симфонического оркестра Максим Пурыжинский,  директор национальной премии детско-юношеского танца «Весна священная» Наталия Яковлева-Рыдзевская, режиссер Марина Видинеева. Свое творчество дарила зрителям  солистка Римской оперы, лауреат международных конкурсов,  оперная певица Евгения Красилова.

Повествование о жизни гения высокого искусства звучало на фоне шедевров великих композиторов В. А. Моцарта,  П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна и многих других. «Музыка в этом спектакле - это не просто сопровождение, а это внутренняя драматургия  спектакля» - отмечает Илзе Лиепа.

Все участники спектакля – это те, кто прочувствовал, прожил через себя жизненный путь легендарного маэстро.

Через повествование текста Илзе Лиепой, музыку зритель смог окунуться в жизнь Мариса  и прочувствовать его становление как выдающейся личности от детства до особой вершины. В повествование вошли воспоминания из дневника Мариса, воспоминание самой Илзе. Атмосфера трогательной нежной любви очень близких и дорогих людей царила в зале. Так говорит Илзе об этом спектакле:

- Спектакль  лично мне невероятно дорог, потому что эта история моей семьи, моего отца. Эта история о большом артисте. К этому проекту я шла долгие годы. Мы с моим отцом вели переписку.  Остались эти письма, эти особые отношения,  Его не стало, когда ему было всего 52 года. Для меня и моего брата Андреса, блистательного танцовщика, он остался таким очагом вдохновения. Я время от времени возвращалась что-то написать и  рождались эссе, воспоминания. Я  принимала участие в составлении книги отца под названием «Я хочу жить и танцевать 100лет». Мы дополнили ее воспоминаниями  нашими и людей, которые его знали и любили. Из этого объема мыслей, чувств о времени и об артисте,  о человеке, об отце  сложилась такая история. Она сложилась в год юбилея моего отца, но по разным внешним причинам  событие не произошло. А эта тема ждала своего импульса. Спектакль рожден из текстов моего отца, из моих текстов, которые создавались на протяжении моей жизни как воспоминания, как эссе. Музыка в спектакле - это не просто сопровождение, а внутренняя драматургия  спектакля. Это настоящий драматический спектакль.  Я играю жизнь моего отца.

 

Ксения Жарков, художественный руководитель, создатель и дирижёр Женского симфонического оркестра назвала Мариса Лиепа особым духовным героем:  

- У него была мечта. Как он сам говорил, что «я хочу танцевать сто лет». То есть он сам себе поставил такую особую планку. У него была невероятная работоспособность, невероятная целеустремленность. У него вся жизнь была от спектакля к спектаклю. Он этим жил и этим дышал.  Это очень важно.

- Как поддерживала семья Мариса?

Мариса подпитывала семья. Мама Илзе так трепетно относилась к нему, притом она сама была творческой личностью. Она была актрисой. Все было положено на алтарь его спектакля.  В день спектакля все ходили на цыпочках, чтобы ничто не помешало этому таинству рождения спектакля.

 

Наталия Яковлева-Рыдзевская,  директор национальной премии детско-юношеского танца «Весна священная» о многогранной личности Мариса Лиепы:

- Марис был уникальный человек, очень разносторонним. Он любил и серьезную классическую музыку, прекрасно пел. Марис снимался в кино, например, с Людмилой Гурченко в ее бенефисе. Это было почти эстрадное выступление. Он собирал иконы не просто как произведения искусства, чтобы висели на стене, а серьезно изучал это. Он собрал прекрасную коллекцию мебели с таким вкусом. Это был человек высочайшего вкуса во всем. Когда он, например, готовил партию Краса в балете «Спартак», он перечитал такое огромное количество литературы о своем герое. Он о нем знал все от и до. В его доме находятся целые полки литературы о том времени, все  о Спартаке,  Кто сейчас так делает? Мы иногда разговариваем с молодыми танцовщиками о партии Краса, а они даже не видели Мариса Лиепы в этой партии.

А в этом спектакле мы говорим еще и о человеке, который невероятно трепетно, ответственно, беззаветно  относился к своему дело и говорим, что только так нужно относиться к своей работе и тогда будет максимальный результат.

- На какие вехи этот спектакль «Жизнь без слов» можно разделить?

Первое- жизнь в Риге. Это конечно, рождение Мариса Лиепы. Это его родители, которые заложили в нем это все. Это его мама, которая отвела его в балет, а он любил заниматься футболом и вообще не  хотел ни в какой балет. Но мама была чутким человеком и поняла, что мальчик очень творческий. А затем театр Станиславского -  как некий переходный этап жизни, и потом балет «Спартак» - как главная веха в жизни  и некая трагическая история в жизни, но мы об этом не говорим много. Вот такие вехи хотели показать.

 

Зоя Бардина для премии «На благо мира»

Смотреть конкурсные работы

Развернуть Свернуть