«Ван Гоги» Сергея Ливнева. Рецензия Нины Дунаевой
Авторы работ, номинированных на Премию «На Благо Мира», в силу своей скромности не всегда могут рассказать о своём творчестве. Мы стараемся как-то дополнительно освещать деятельность авторов в новостях и на страницах произведений есть у пользователей нашего сайта есть возможность публиковать свои отзывы.
Но как нам кажется, интересно будет и получать от наших читателей и развёрнутые отзывы о произведениях, которые участвуют или уже участвовали в конкурсе.
Поэтому считаем важным объявить появление рубрики «Рецензии» в разделе «Новости номинантов». Представляем вашему вниманию первую рецензию нашего друга Нины Дунаевой.
Ваши отзывы с пометкой «Рецензия» вы можете присылать на адрес: pr@nablagomira.ru.
Важно: в письме, помимо самого отзыва и ссылки на работу, необходимо наличие краткой информации об авторе.
Об авторе рецензии
Нина Дунаева — соучредитель Фонда "Волошинский сентябрь" и член оргкомитета Волошинского литературного фестиваля. Куратор драматургической программы Волошинского литературного конкурса, эксперт конкурса конкурсов «Кульминация», критик.
Рецензия
Я вдруг посмотрела фильм Сергея Ливнева «Ван Гоги». И знаете, давно я не получала от российского кинематографа столько положительных эмоций!
«Ван Гоги» — история о том, как пятидесятидвухлетний мужчина, столкнувшись с проблемой старческой деменции у отца, вынужденный с отцом общаться, чего избегал много лет из-за конфликтов разного рода, ищет в себе точку опоры, разматывает клубок собственной жизни вплоть до рождения. И «клубок» этот больше напоминает инсталляцию из веревок и узлов, которые главный герой (художник Марк) создает в своем творчестве. К концу фильма он в буквальном смысле распустит все свои «шедевры» и найдет себя в совершенно другой деятельности.
Признаться, ни одного фильма (а было их ранее всего два) режиссера Ливнева я не видела, а вот одну его работу, как сценариста, знают в нашей стране наверняка все. Именно этот человек является сценаристом легендарной «Ассы». Он же сам и сценарий «Ван Гоги» написал. Сценарий отличный, несмотря на то что сюжет с иголкой в черепе героя подвисает. (Есть там такая линия, что у Марка в голове вросшая иголка, типа мать пыталась его убить при рождении.) Но это не столь важно, можно считать эту иголку поэтическим символом вросших и терзающих героя комплексов.
В фильме играют два потрясающих актера – Алексей Серебряков и Даниэль Ольбрыхский (Польша). Мне вообще кажется, что участие Серебрякова в любом проекте становится этакой маркой качества. Смотреть стоит, как минимум, ради его работы. Не знаю другого такой глубины артиста на российском экране сегодня. Но помимо главных героев Ливнев снял в ролях второго плана еще целую плеяду наших уникальных актеров. Тут вам и Елена Коренева, и Полина Агуреева, и Наталья Негода (вы еще помните «Маленькую Веру»?), и Ольга Остроухова, и Анна Каменкова плюс Авангард Леонтьев. В общем, букет, на который просто радостно смотреть.
Мне нравится эстетическое решение фильма (художники Эдуард Галкин, Александр Осипов). Эти глухие цвета, засушенные цветы, эти коричневые тона, этот старомодный дом с фотографиями. Мне нравится музыка, за которую на «Кинотавре» дали диплом имени Таривердиева. Мне нравятся мелочи, которыми населено пространство фильма: веревка в развинчивающемся набалдашнике кровати, кактус в подарок любимой женщине, косячок и пачка «Беломора», с завязанными глазами до дома первой любви… Осколки памяти, которыми полон каждый из нас.
Но главное, конечно, авторское высказывание на тему взаимоотношений с самим собой. Именно с самим собой, а даже не с любимыми, но причинившими много боли, близкими. Фильм о принятии самого себя, такого, как есть: с иголкой в черепе, не ставшего великим художником, оставшегося одиноким человеком. Но… оказывается, нужного этому миру. Спойлерю: Марк посвятит себя работе со стариками. У главного героя фильма есть реальный прототип – художник Саша Галицкий (Израиль), работающий с пожилыми людьми. Название фильма – название одного из социальных проектов Галицкого.
Если вы еще не смотрели «Ван Гоги», запаситесь носовыми платками и непременно посмотрите. Осенний сезон располагает. Можно еще почитать книгу Саши Галицкого «Мама, не горюй! Как научиться общаться с пожилыми родителями и при этом не сойти с ума самому?» или «Не боись! Как постареть и при этом не сойти с ума?» Что уж вам актуальней!