Художественная литература

Название работы

Судьба барабанщика

Название работы

Судьба барабанщика

Автор работы
Дата создания
16.07.2019
ОПИСАНИЕ

«Судьба барабанщика» — повесть А. П. Гайдара для среднего школьного возраста, написанная в 1938 году. Опубликованная в 1939 году, она сразу приобрела невероятную популярность среди советской молодёжи.

Сюжет

Действие повести происходит во второй половине тридцатых годов. Мальчик Серёжа рано потерял мать и живёт вдвоём с отцом, бывшим сапёром-красноармейцем. Отец Серёжи женится на красивой девушке — Валентине, которая вскоре убеждает Серёжиного отца, что они могли бы жить куда лучше. Вскоре итог оказывается закономерным — у Серёжи, пионера, барабанщика отряда — арестовывают отца за должностное преступление — растрату. Как его днём выводили из квартиры, как сажали в «воронок», видел весь дом. После суда Серёжа мысленно попрощался с отцом:
    "Прощай! — думал я об отце. — Сейчас мне двенадцать, через пять будет семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не встретимся"
Мальчику очень стыдно за преступление, совершённое отцом, он полагает, что остался в отчуждении — вокруг него может образоваться пустота. И это стало толчком к сближению с разными случайными людьми, он покатился вниз. Мачеха, уехав на юг, оставляет Серёжу одного в квартире, оставив ему деньги на пропитание. Серёжа легкомысленно растрачивает деньги, сначала втридорога купив у дворового хулигана фотоаппарат, оказавшийся негодным, а потом угощает знакомую девочку в кафе. В итоге, оказавшись в долгах, Серёжа вынужден продавать старьёвщику ценные вещи мачехи. Мальчик понимает, что по возвращении мачехи ему будет худо, и мечтает, чтоб в их квартиру забрались воры, чтобы можно было свалить на них пропажу вещей, для чего регулярно оставляет дверь открытой.

Как-то, вернувшись в свою квартиру, Серёжа обнаруживает в ней человека, назвавшегося братом Серёжиной мачехи. «Дядя» объясняет, что «сестра» Валентина никогда не рассказывала о нём просто по рассеянности. «Дядя», с виду добродушный толстяк, обещает помочь мальчику. На самом деле это бывший белогвардеец, вражеский шпион. Он увозит мальчика в Киев, при этом по дороге они грабят какого-то мужчину. В Киеве «дядя» целыми днями пропадает неизвестно где. Серёжа частенько чует какие-то странные запахи, находит странную бумагу и т. д. Одним словом, — «дядя» что-то скрывает. На попытку расспросов Серёжи, «дядя» намекает, что он якобы является непризнанным учёным-химиком. «Дядя» обещает отвезти Серёжу в Одессу и устроить курсантом в школу мичманов (но чуть позже Серёжа узнаёт, что такой школы в Одессе нет и никогда не было), но в действительности он планирует провернуть свои тёмные дела и убить мальчишку.

Не менее подозрителен и «дядин» знакомый — Яков, уродливый старик-«орденоносец», злой и жадный каналья, на деле являющийся старым бандитом, ненавидящий Серёжу. Притворяясь «героем-красноармейцем», он удачно совершает махинации, грабит людей, но полностью подчиняется шпиону-дяде.

Затем все трое останавливаются в некой усадьбе с полоумной старухой-смотрительницей (по-видимому, бывшей барыней, обязанной «дяде» тем, что он когда-то спас её от солдат, собиравшихся швырнуть её в воду).

Дядя знакомит Серёжу с мальчиком Славкой и даёт своему подопечному задание — подробно разузнать о Славкином отце-инженере. Вскоре Славкиного отца ранят в лесу неизвестные.

Мальчик в итоге догадывается, кем на деле являются «дядя» и «старик Яков», осознаёт, что агенты иностранной разведки могут нанести страшный вред Советскому государству. Чтобы помешать им скрыться, стреляет в них из утащенного у «дяди» пистолета, убивает выстрелом старика Якова, но получает ответную пулю в горло от «дяди»-шпиона и теряет сознание.

В финале книги возвращается из заключения отец Серёжи, освобожденный досрочно за ударный труд. Он навещает сына в больнице, куда также приходят и мальчик Слава, и старые знакомые, которые готовы принять и простить Серёжу и его отца, несмотря на их прежние ошибки и проступки. От Славки и следователя НКВД майора Герчакова Серёжа узнает, что «старик Яков» убит, «дядя» арестован, и что в момент перестрелки Серёжи с бандитами дача уже была окружена сотрудниками НКВД.

Серёжа и его отец, поняв и простив друг друга за прошлые ошибки, решают вновь начинать честную трудовую жизнь.

Художественные особенности

События книги перемежаются воспоминаниями Сережи об отце. Из этих коротких лирических эпизодов Гайдар выстроил второй, и по сути главный, «подводный» сюжет повести, в котором воспроизвёл атмосферу и нарисовал портрет того времени, когда в стране происходила усиленная борьба с расхитителями государственного народного имущества, когда каждый, кто нарушал советские законы, терял покой и сон.
«    Но тревога — неясная, непонятная — прочно поселилась с той поры в нашей квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы отца…    »
«    …Вбегая к себе во двор… громко отбивал я линейкой по ранцу торжественный марш-поход, когда всей оравой кинулись… мне навстречу, наперебой выкрикивая, что у нас дома был обыск и отца моего забрала милиция и увезла в тюрьму.    »
При этом автор открыто выражает сочувствие арестованному растратчику и его двенадцатилетнему сыну. Основная мысль книги — что совершенные ошибки можно и нужно исправлять.

Издание

Стараниями Б. Ивантера «Судьбу барабанщика» без проволочек разрешили печатать в журнале «Пионер». Единственная проблема заключалась в том, что в журнале от сдачи рукописи в набор до появления номера проходило три месяца. Слух о новой, приключенческой и остропатриотической повести Гайдара мгновенно разлетелся сначала по Москве, а затем и по стране и так долго ждать выхода «Барабанщика» никто не желал. И прежде всего, комсомольское начальство. А поскольку выпуск всей печатной продукции для детей был отдан ЦК комсомола, то, с полного согласия Ивантера, был выстроен такой график обнародования «Барабанщика»:

«Пионерская правда» (она самая оперативная, из номера в номер);
«Пионер» (в двух или даже трех номерах);
отдельная книга в Детиздате.
Тут же появились желающие осуществить художественное воспроизведение повести: о готовности читать «Судьбу барабанщика» заявило руководство детской редакции Всесоюзного радио (телевидение тогда только появилось и до его массового распространения было далеко, а эта детская радиоредакция была единственной на всю страну), чуть позднее предполагалось сделать инсценировку для очень популярной передачи для взрослой аудитории «Театр у микрофона», большой отрывок «Барабанщика» попросил малоизвестный журнал «Колхозные ребята», Одесская киностудия была готова в ближайшее время приступить к съёмкам одноименного фильма.

2 ноября 1938 года газета «Пионерская правда», опубликовала первые главы «Судьбы барабанщика». Под отрывком стояло: «Продолжение следует» (газета выходила три раза в неделю). На следующий день тот же отрывок был прочитан по радио, и теперь уже диктор объявил на всю страну: «Продолжение следует».

Однако продолжение не последовало. Этому послужил донос в ОГПУ. Повесть тут же была запрещена, набор в «Пионере» и Детиздате был рассыпан. И не только «Барабанщика» — всех книг Гайдара, которые находились в производстве. Никто не сомневался, что дни Гайдара сочтены, — в библиотеках, не дожидаясь указаний, стали снимать с полок «РВС», «Школу», «Военную тайну» и «Дальние страны».

Спустя три месяца, когда Гайдар уже ожидал ареста, после неожиданного награждения его Орденом «Знак Почёта» его вызвали в Детиздат. В дирекции лежали уже отпечатанные и подписанные главным редактором договоры на издание всех до единого произведений Гайдара — не были забыты даже крошечные рассказы типа «Маруся» — их предполагалось выпустить для самых маленьких читателей миллионным тиражом (как деликатно объяснили автору, все эти книги решено немедленно переиздать «взамен ошибочно сожженных»).

В 1939 году повесть «Судьба барабанщика» вышла отдельной книгой в Детиздате. По поводу всей драматической эпопеи в дневнике Аркадия Петровича сохранилась короткая запись: «Проклятая „Судьба барабанщика“ крепко по мне ударила».

Экранизации

По повести сняты одноимённые киноленты 1955 и 1976 годов. В фильме 1955 года отца Серёжи арестовывают за утерю важного документа, а не за растрату.

«Судьба барабанщика» — повесть А. П. Гайдара для среднего школьного возраста, написанная в 1938 году. Опубликованная в 1939 году, она сразу приобрела невероятную популярность среди советской молодёжи.

Сюжет

Действие повести происходит во второй половине тридцатых годов. Мальчик Серёжа рано потерял мать и живёт вдвоём с отцом, бывшим сапёром-красноармейцем. Отец Серёжи женится на красивой девушке — Валентине, которая вскоре убеждает Серёжиного отца, что они могли бы жить куда лучше. Вскоре итог оказывается закономерным — у Серёжи, пионера, барабанщика отряда — арестовывают отца за должностное преступление — растрату. Как его днём выводили из квартиры, как сажали в «воронок», видел весь дом. После суда Серёжа мысленно попрощался с отцом:
    "Прощай! — думал я об отце. — Сейчас мне двенадцать, через пять будет семнадцать, детство пройдет, и в мальчишеские годы мы с тобой больше не встретимся"
Мальчику очень стыдно за преступление, совершённое отцом, он полагает, что остался в отчуждении — вокруг него может образоваться пустота. И это стало толчком к сближению с разными случайными людьми, он покатился вниз. Мачеха, уехав на юг, оставляет Серёжу одного в квартире, оставив ему деньги на пропитание. Серёжа легкомысленно растрачивает деньги, сначала втридорога купив у дворового хулигана фотоаппарат, оказавшийся негодным, а потом угощает знакомую девочку в кафе. В итоге, оказавшись в долгах, Серёжа вынужден продавать старьёвщику ценные вещи мачехи. Мальчик понимает, что по возвращении мачехи ему будет худо, и мечтает, чтоб в их квартиру забрались воры, чтобы можно было свалить на них пропажу вещей, для чего регулярно оставляет дверь открытой.

Как-то, вернувшись в свою квартиру, Серёжа обнаруживает в ней человека, назвавшегося братом Серёжиной мачехи. «Дядя» объясняет, что «сестра» Валентина никогда не рассказывала о нём просто по рассеянности. «Дядя», с виду добродушный толстяк, обещает помочь мальчику. На самом деле это бывший белогвардеец, вражеский шпион. Он увозит мальчика в Киев, при этом по дороге они грабят какого-то мужчину. В Киеве «дядя» целыми днями пропадает неизвестно где. Серёжа частенько чует какие-то странные запахи, находит странную бумагу и т. д. Одним словом, — «дядя» что-то скрывает. На попытку расспросов Серёжи, «дядя» намекает, что он якобы является непризнанным учёным-химиком. «Дядя» обещает отвезти Серёжу в Одессу и устроить курсантом в школу мичманов (но чуть позже Серёжа узнаёт, что такой школы в Одессе нет и никогда не было), но в действительности он планирует провернуть свои тёмные дела и убить мальчишку.

Не менее подозрителен и «дядин» знакомый — Яков, уродливый старик-«орденоносец», злой и жадный каналья, на деле являющийся старым бандитом, ненавидящий Серёжу. Притворяясь «героем-красноармейцем», он удачно совершает махинации, грабит людей, но полностью подчиняется шпиону-дяде.

Затем все трое останавливаются в некой усадьбе с полоумной старухой-смотрительницей (по-видимому, бывшей барыней, обязанной «дяде» тем, что он когда-то спас её от солдат, собиравшихся швырнуть её в воду).

Дядя знакомит Серёжу с мальчиком Славкой и даёт своему подопечному задание — подробно разузнать о Славкином отце-инженере. Вскоре Славкиного отца ранят в лесу неизвестные.

Мальчик в итоге догадывается, кем на деле являются «дядя» и «старик Яков», осознаёт, что агенты иностранной разведки могут нанести страшный вред Советскому государству. Чтобы помешать им скрыться, стреляет в них из утащенного у «дяди» пистолета, убивает выстрелом старика Якова, но получает ответную пулю в горло от «дяди»-шпиона и теряет сознание.

В финале книги возвращается из заключения отец Серёжи, освобожденный досрочно за ударный труд. Он навещает сына в больнице, куда также приходят и мальчик Слава, и старые знакомые, которые готовы принять и простить Серёжу и его отца, несмотря на их прежние ошибки и проступки. От Славки и следователя НКВД майора Герчакова Серёжа узнает, что «старик Яков» убит, «дядя» арестован, и что в момент перестрелки Серёжи с бандитами дача уже была окружена сотрудниками НКВД.

Серёжа и его отец, поняв и простив друг друга за прошлые ошибки, решают вновь начинать честную трудовую жизнь.

Художественные особенности

События книги перемежаются воспоминаниями Сережи об отце. Из этих коротких лирических эпизодов Гайдар выстроил второй, и по сути главный, «подводный» сюжет повести, в котором воспроизвёл атмосферу и нарисовал портрет того времени, когда в стране происходила усиленная борьба с расхитителями государственного народного имущества, когда каждый, кто нарушал советские законы, терял покой и сон.
«    Но тревога — неясная, непонятная — прочно поселилась с той поры в нашей квартире. То она возникала вместе с неожиданным телефонным звонком, то стучалась в дверь по ночам под видом почтальона или случайно запоздавшего гостя, то пряталась в уголках глаз вернувшегося с работы отца…    »
«    …Вбегая к себе во двор… громко отбивал я линейкой по ранцу торжественный марш-поход, когда всей оравой кинулись… мне навстречу, наперебой выкрикивая, что у нас дома был обыск и отца моего забрала милиция и увезла в тюрьму.    »
При этом автор открыто выражает сочувствие арестованному растратчику и его двенадцатилетнему сыну. Основная мысль книги — что совершенные ошибки можно и нужно исправлять.

Издание

Стараниями Б. Ивантера «Судьбу барабанщика» без проволочек разрешили печатать в журнале «Пионер». Единственная проблема заключалась в том, что в журнале от сдачи рукописи в набор до появления номера проходило три месяца. Слух о новой, приключенческой и остропатриотической повести Гайдара мгновенно разлетелся сначала по Москве, а затем и по стране и так долго ждать выхода «Барабанщика» никто не желал. И прежде всего, комсомольское начальство. А поскольку выпуск всей печатной продукции для детей был отдан ЦК комсомола, то, с полного согласия Ивантера, был выстроен такой график обнародования «Барабанщика»:

«Пионерская правда» (она самая оперативная, из номера в номер);
«Пионер» (в двух или даже трех номерах);
отдельная книга в Детиздате.
Тут же появились желающие осуществить художественное воспроизведение повести: о готовности читать «Судьбу барабанщика» заявило руководство детской редакции Всесоюзного радио (телевидение тогда только появилось и до его массового распространения было далеко, а эта детская радиоредакция была единственной на всю страну), чуть позднее предполагалось сделать инсценировку для очень популярной передачи для взрослой аудитории «Театр у микрофона», большой отрывок «Барабанщика» попросил малоизвестный журнал «Колхозные ребята», Одесская киностудия была готова в ближайшее время приступить к съёмкам одноименного фильма.

2 ноября 1938 года газета «Пионерская правда», опубликовала первые главы «Судьбы барабанщика». Под отрывком стояло: «Продолжение следует» (газета выходила три раза в неделю). На следующий день тот же отрывок был прочитан по радио, и теперь уже диктор объявил на всю страну: «Продолжение следует».

Однако продолжение не последовало. Этому послужил донос в ОГПУ. Повесть тут же была запрещена, набор в «Пионере» и Детиздате был рассыпан. И не только «Барабанщика» — всех книг Гайдара, которые находились в производстве. Никто не сомневался, что дни Гайдара сочтены, — в библиотеках, не дожидаясь указаний, стали снимать с полок «РВС», «Школу», «Военную тайну» и «Дальние страны».

Спустя три месяца, когда Гайдар уже ожидал ареста, после неожиданного награждения его Орденом «Знак Почёта» его вызвали в Детиздат. В дирекции лежали уже отпечатанные и подписанные главным редактором договоры на издание всех до единого произведений Гайдара — не были забыты даже крошечные рассказы типа «Маруся» — их предполагалось выпустить для самых маленьких читателей миллионным тиражом (как деликатно объяснили автору, все эти книги решено немедленно переиздать «взамен ошибочно сожженных»).

В 1939 году повесть «Судьба барабанщика» вышла отдельной книгой в Детиздате. По поводу всей драматической эпопеи в дневнике Аркадия Петровича сохранилась короткая запись: «Проклятая „Судьба барабанщика“ крепко по мне ударила».

Экранизации

По повести сняты одноимённые киноленты 1955 и 1976 годов. В фильме 1955 года отца Серёжи арестовывают за утерю важного документа, а не за растрату.

Авторский блог
Пока публикаций нет
Отзывы / Добавить отзыв

Пока отзывов нет

работы

смотреть все (163 )

Художественная литература

Как бы стремительно не развивался современный мир и его технологии, ценность хорошей книги не изменить! Как много удивительных моментов, знаний и эмоций могут подарить своему читателю произведения великих мастеров слова. И в нашей «Сокровищнице» мы стремимся собрать образцы мировой литературы, которые сделали богаче внутренний мир ни одного поколения.

Премия "На Благо Мира"
Вся необходимая информация для участников конкурса