Меню

Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!

Художественная литература
6+
Добавить информацию о произведении

«Я не успел рассмотреть, что там с дорожкой. Потому что увидел велосипед. Ярко- рыжий велосипед, сияющий на солнце.



– Скучаешь? – спросил его мальчишка и легонько тронул за руль. – Смотри, кого я тебе привёл…



Мне почему-то не показалось странным, что этот длинный разговаривает с велосипедом. Я тоже смотрел на велосипед, а он, кажется, смотрел на меня. Я смотрел и улыбался, и мне казалось, что он улыбается тоже. И вдруг этот велосипед совершенно ясно сказал мне:



– Привет. Меня зовут Вилли.



– Вилли, – повторил я шёпотом и сел прямо на деревянные ступеньки. Понимаете, никогда прежде мне не встречались говорящие велосипеды!



– Ты его слышишь?! – обрадовался мальчишка в зелёном свитере.



– Слышишь, слышишь!



– Конечно, слышит, – заявил Вилли. – Скажешь тоже. Сразу видно».





«Взглянув на обложку этой книги, логично было бы подумать, что Вилли – это имя мальчика. Но нет, Вилли – имя велосипеда. И в этом нет ничего удивительного: Вилли – полноценный участник событий, происходящих в книге. А если велосипед разговаривает, у него должно быть имя, не правда ли? И тем не менее в повести Нины Дашевской речь пойдёт не столько о говорящем велосипеде, сколько о людях – тех, кто умеет слушать и чувствовать окружающий мир, видеть необычное в обычных вещах, кто не боится фантазировать и мечтать.



Нина Дашевская – профессиональный музыкант, и музыкальная тема ненавязчиво и деликатно сквозит в деталях сюжета. Вот обычный с виду десятилетний  мальчик. Но это только на первый взгляд – ведь даже имя у него довольно необычно: Себастьян. Дело в том, что родители Севки – большие любители Иоганна Себастьяна Баха. «Кстати, а когда он жил вообще?»– однажды озадачивается Севка, и читатели вместе с ним получают единицу информации в свою копилку знаний: «Давно, – пожал плечами Коля. – Родился в 1685 году, а умер в 1750-м. Вот, у меня в нотах написано». На стене висит скрипочка – словно чеховское ружьё, обязанное выстрелить в нужный момент. И конечно, вскоре выяснится, что маленький и тихий одноклассник Севки Коля давно занимается музыкой, а умный и уверенный в себе Марк с загипсованной рукой мечтает научиться играть на скрипке.





Но это всё впереди, а сначала Севка-Себастьян должен познакомиться с девочкой небывалой высоты и таким же необыкновенным именем – Августиной Блюм. Она немножко похожа на Пеппи Длинныйчулок – живёт абсолютно одна, в переулке Маятников, который не найдёшь на карте, в вечном ожидании своих гастролирующих родителей-артистов, и больше похожа на мальчишку, чем на девочку. Ещё Августина прогуливает школу, потому что стесняется своего роста (для низенького Севки становится сюрпризом то, что высокие тоже комплексуют). Даже любимый велосипед стал Августине настолько мал, что приходится пристраивать его с помощью объявления в газете – но не первому попавшемуся, а Севке – единственному, кто смог услышать говорящего Вилли (умение слышать и видеть – важная составляющая истории).



А потом Севка, никогда и не мечтавший о собственном велосипеде, впервые в жизни помчится по городу вместе с Вилли, подставив лицо ветру и новым открытиям. А они всё сыплются и сыплются на него – свист осязаемого воздуха, шуршание дороги, дворник, назвавший Севку по имени («и мне стало неловко, что он знает моё имя, а я его – нет. Он, наверное, слышал, как мама меня звала, и запомнил. Надо будет узнать его имя…»), страшная грязная собака, которая сегодня почему-то улыбалась Севке («Надо же – и чего я раньше её боялся?»), поздоровавшийся незнакомый парень на роликах… «Как же это здорово – набрать с утра целый мешок "здравствуй". И солнца. И ветра в ушах». И вот странно – в это утро строгая учительница Анна Сергеевна не стала ругать Севку за опоздание. Наверное, когда у тебя сияющие глаза и музыка ветра внутри, это ужасно заразно, и ругаться становится глупо». 





«Прозу Нины Дашевской легко узнать. Если слышишь настоящие интонации подростка лет от десяти до четырнадцати, это наверняка Дашевская. А ещё в её произведениях всегда присутствует музыка. Пробирается в виде звуков из соседней квартиры, или скрипки, на которой играет одноклассник, или оборачивается именем главного героя – Себастьян – конечно, в честь Баха. «Имя серебристого цвета», – говорит о нём самая высокая в мире девочка Августина, у которой живёт ярко-рыжий велосипед, который умеет разговаривать. А тот, кому принадлежит имя, стесняется, предпочитает «Севку», даёт отпор обидчикам только в мечтах, и в мечтах же дружит с отличным пареньком из своего класса, а так… обычная жизнь человека десяти лет от роду.



«И как удивительно: он догадался пригнать велик для того, у кого нет! Всё-таки Марк – это Марк. Вот с кем я хотел бы дружить… Только уж очень он умный. Ему будет со мной неинтересно…».



Но однажды Вилли, говорящий велосипед, становится Севкиным, потому что Севка смог его услышать, и внезапно мир преображается. Только с Вилли можно попасть в Город потерянных вещей или Деревню великанов, например. Но главное – меняется сам Севка. Ему уже под силу защищать слабого от обидчика, и пожалеть, и уступить первенство, и как-то сам собой вдруг складывается круг друзей, ради которых стоит гнать на велосипеде, пытаясь обогнать поезд. И как-то сами собой утрясаются житейские проблемы: с работой для родителей, со школой для Августины (с таким ростом не очень-то пойдёшь учиться). Кажется, Севка взрослеет, перерастая свой волшебный мир, как вырастают из велосипеда. Но как хорошо, что в детстве останется воспоминание – Вилли. Вилли, друг, давший силу, опору и свободу быть собой. «Имя Вилли – цвета неба. Цвета бесконечной свободы. Вилли! Слышишь – полетело…».



Развернуть описание Свернуть описание

Отзывы Добавить отзыв

По данной работе пока нет отзывов