Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!
«На Благо Мира-2018»
Данное произведение участвовало в конкурсе Премии «На Благо Мира» в прошлые сезоны.
В настоящее время за него нельзя проголосовать, но вы можете оставить свой комментарий и поделиться в соцсетях и мессенджерах.
Описание
«Творческое объединение «Круг»»
Наш Благотворительный фонд был создан в августе 2014 года. Изначально мы обозначали нашу миссию как пожизненное сопровождение слепоглухих людей. Но в 2016 году внесли изменения в Устав: расширили категории благополучателей. Наши приоритеты в оказании поддержки: профессиональная, бытовая и социо-культурная ре- и абилитация, создание рабочих мест, обеспечение их доступности и организация сопровождаемого проживания. Мы организовали керамическую мастерскую, где работают люди с ОВЗ: слепые, глухие, спепоглухие, а также лица с различными видами психических и интеллектуальных нарушений, в том числе, проживающие в ПНИ. Изделия мастерской пользуются неизменным спросом у покупателей. Мы сами занимаемся реализацией продукции, как в рамках благотворительных акций, так и путем изготовления корпоративных заказов. В мастерской есть кураторы, которые помогают подопечным овладевать необходимыми профессиональными навыками. А также есть люди с инвалидностью, уже имеющие опыт работы, которые выполняют функции мотивационных лидеров для вновь прибывающих. С 2015 года в распоряжении фонда имеется арендованная квартира, где ночуют наши подопечные. Так что ТОК можно причислить к пионерам сопровождаемого проживания людей с ОВЗ в России.
Слепоглухота. Немного истории
Интерес общественности к теме слепоглухоты возник в конце 19 века, когда не очень опытная учительница Энн Саливан возвратила в мир слов оглохшую и ослепшую в полуторагодовалом возрасте Элен Келлер.
Когда девочка встретилась с Энн, ей было уже 7 лет, и она представляла собой неуправляемое бессловесное существо. Методик реабилитации таких детей не существовало. Учительнице, ценой большого кропотливого труда, практически чудом (есть известная пьеса, описывающая эту историю, под названием «Сотворившая чудо») удалось добиться того, что в сознании слепоглухого ребенка сопоставились буквы пальцевого алфавита и объекты окружающего мира. Так она вернулась в мир словесной культуры. Элен выросла, выучилась в школе, колледже, университете и стала общественным деятелем. Прожила долгую жизнь (1880-1968).
И практически всю жизнь рядом с ней была Энн. Эта экстраординарная история стала возможной потому, что рядом со слепоглухим ребенком появился человек, готовый и способный положить практически всю свою жизнь на то, чтобы хотя бы частично компенсировать утраченные сенсорные функции.
В Советском Союзе тоже была выращена знаменитая слепоглухая, и она тоже была поздно оглохшей. То есть владеющей словесным языком.
Это Ольга Ивановна Скороходова (1911-1982), которая переписывалась с Горьким и написала известную книгу о том, как она воспринимает окружающий мир. Олю Скороходову нашли в деревенском доме, где она после смерти матери осталась одна, ослепшая и оглохшая пяти лет от роду, в результате менингита. Учителем и наставником Скороходовой был основоположник тифлосурдопедагогики в СССР – профессор Иван Афанасьевич Соколянский (1889–1960). ОИ достигла больших высот. Стала кандидатом психологических наук, лицом, к которому прислушивались даже партийные бонзы и который был символом достижений советской науки – в противопоставление знаменитой американке.
В 70-е годы, вопреки принятому в СССР режиму сегрегации инвалидов, прогрессивный марксист Эвальд Васильевич Ильенков, в сотрудничестве с учеником Соколянского Александром Ивановичекм Мещеряковым, заявили о значимости работы со слепоглухими, с точки зрения экспериментального подтверждения марксистского учения о развитии личности.
Началась экспериментальная работа. Был создан специализированный детский дом в Загорске, из которого отобрали четверых слепоглухих подростков, наиболее способных к обучению. Все они стали студентами Психфака МГУ и закончили университет. Со смертью Ильенкова и Мещерякова дорогостоящие эксперименты, нацеленные на получение слепоглухими высшего образования, государством больше не проводились. Однако, ценой личного подвига и с помощью родственников и близких людей, ряду слепоглухих удавалось пробиться сквозь все препоны, связанные с отсутствием механизмов инклюзии в советской (российской) системе высшего образования и получить диплом. Хотя, конечно же, не в дипломе дело. Есть примеры высочайшей профессиональной и личностной реализации слепоглухих, не получивших формального высшего образования. Вот некоторые истории из жизни.
Обычная же, стандартная схема жизнеустройства слепоглухого ребенка в СССР была следующей: при наличии тяжелой олигофрении, он становился пациентом специализированного учреждения для инвалидов со всеми вытекающими последствиями.
В детском доме для слепоглухих условия были привилегированными. Слепоглухих детей обучали, развивали по специально разрабатываемым методикам. Правда, аттестата о среднем образовании детдом дать права не имел. И для позднооглохших детей с развитым интеллектом это место было скорее почвой для деградации.
Но все-таки, это было гораздо лучше, чем подавляющее большинство детдомов для инвалидов. Выпускники детдома становились работниками УПП ВОС или ВОГ (Учебно-производственного предприятия Всесоюзного (Всероссийского) Общества Слепых или Всесоюзного (Всероссийского) Общества Глухих).
Утверждалось, что слепоглухие – хорошие работники, поскольку не отвлекаются на разговоры.
С развалом СССР система социального обеспечения инвалидов по зрению и по слуху практически погибла.
Хотя в некоторых местах УПП сохранились, инвалиды занимаются на них непроизводительным трудом за мизерную плату (в Москве около 4-7 тысяч в месяц), прежде всего, для того, чтобы иметь общение. Однако, трудоустройство подобного рода – удел наиболее реабилитированных.
Очень многие слепоглухие не имеют возможности ни работать, ни даже регулярно выходить из дома…
Мы – патриоты России. Мы хотим, чтобы в нашей стране люди с ОВЗ жили не хуже, а, может быть, даже и лучше, чем, скажем, в Южной Европе, не говоря уж о Северной. Хоть до этого ох как далеко… Вот то, что нам удается делать уже сейчас, вопреки всему. Мы верим, что у нас получится двигаться вперед. Всем вместе.