Меню

Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!

Художественная литература
16+
Год создания
1923
Добавить информацию о произведении

«Аэли́та» — фантастический роман (1923 год) и его переработка в повесть для юношества (1937 год) Алексея Николаевича Толстого о путешествии землян на Марс.



Сюжет



Земляне попадают на Марс, обнаруживают там цивилизацию гуманоидов и становятся катализаторами социального взрыва. Дочь главы Высшего совета Аэлита влюбляется в земного инженера. Однако спровоцированная землянами революция терпит поражение, и они возвращаются на Землю.



Марс Толстого



Герои добираются на Марс при помощи «междупланетного дирижабля», передвигающегося по типу ракеты. Это «яйцеобразный аппарат» высотой 8 метров и 6 метров в поперечнике. Обшивкой служат листы клепаной стали. Теплоизоляция обеспечивалась войлоком и резиной. Внутри имелись «кислородные баки» и запас провизии. Движение осуществлялось за счет «взрывной камеры», топливом для которой служил «порошок» «Ультралиддит». Также упомянуты радиостанции. Скорость аппарата составляла 500 верст в секунду.



Подлетая к Марсу, герои повести наблюдают сложную геометрически правильную систему каналов, на пересечении которых расположены тёмные точки. Система каналов двойная: одна часть ярко видна на поверхности Марса, вторая — крайне бледная, как бы стёртая. Позднее инженер Лось понял, что старая сеть каналов заброшена, а дно высохших каналов поросло кактусами. Новая же система снабжает водой водяные цирки (Ро на вымышленном марсианском языке) — циклопические водохранилища, заметные даже с орбиты.



Место спуска аппарата описано как оранжевая пустыня, изрезанная рукотворными каналами и поросшая кактусами. Позднее выясняется, что эта местность была ирригирована, но пришла в запустение после гражданской войны и взрыва водяного цирка. Основное население проживает в ирригированных оазисах. Столица Марса — Соацера («Солнечное селение») — находится в оазисе Азора («Радость»). Обитатели планеты называют её Тума.



На Марсе обитают аборигены аолы и метисы (горы) — потомки аолов и колонизаторов с Земли (магацитлов), бежавших из погибающей Атлантиды. На Марсе Толстого нет расового антагонизма, так как и краснокожие аолы, и голубокожие горы занимают разные ступени социальной лестницы, от самых нижних (рабочие, прислуга), до высших (инженеры Высшего совета). Правит цивилизацией Совет Инженеров и его глава Тускуб — фактически диктатор Марса, отстаивающий «цивилизацию лишь для избранных».



Персонажи




  • Мстислав Сергеевич Лось — петроградский инженер, создатель и капитан межпланетного летательного аппарата.

  • Алексей Иванович Гусев — демобилизованный солдат, авантюрист. Был участником махновского движения. Однако, по его словам, «с бандитами не ужился» и «ушёл в Красную Армию». Отлично разбирается в технике. Вместе с Лосем отправляется в экспедицию на Марс.

  • Тускуб — глава Высшего совета. Фактический абсолютный правитель (диктатор) над всеми странами и народами Тумы (Марса).

  • Аэлита — дочь Тускуба. В переводе с вымышленного марсианского языка её имя означает «видимый в последний раз свет звезды».

  • Иха — племянница управляющего домом Тускуба. Гусев ласково называет её Ихошка.

  • Гор — марсианский инженер и вождь рабочего населения Соацеры.

  • Скайльс — корреспондент американской газеты.



История написания и издания



А. Н. Толстой начал писать роман в 1922 году, находясь за пределами России. По мнению некоторых литературоведов, на написание отчасти мог вдохновить роман датского писателя Софуса Михаэлиса «Полёт на Марс» и его киноэкранизация 1918 года, хотя сходство обоих произведений сводится к ситуативному — путешественники на Марс находят на планете состояние общества, которого им не хватает на Земле, при этом оба произведения критичны по отношению к земной действительности (Михаэлис — мировой войне, Толстой — послевоенной разрухе, и косвенно, к революции). Также заметны сюжетные параллели с произведениями «марсианского цикла» Эдгара Берроуза про Барсум.



Впервые роман (с подзаголовком «Закат Марса») был напечатан в журнале «Красная новь», 1922, № 6 — 1923, № 2. Первое отдельное издание произведения вышло в 1923 году, под названием «Аэлита (Закат Марса)».



За период с 1924 года по 2010 год, роман был переведён на немецкий, словацкий, украинский, болгарский, английский (дважды), эсперанто, французский и испанский языки.



Критики, особенно оставшиеся в эмиграции, сдержанно восприняли «Аэлиту». Так, И. Бунин обвинил Алексея Николаевича в «пристрастии к бульварной литературе».



В 1937 году Толстой переработал роман в повесть для Детгиза, и в таком виде «Аэлита» издаётся по сей день. При этом роман, проникнутый глубокой чувственностью, изначально не был рассчитан на подростков. Автор внёс в последующие издания не только много исправлений стилистического характера — в тексте были сделаны изменения, сокращения, затрагивающие и само содержание произведения:




  • были убраны некоторые места из рассказа Аэлиты Лосю о далёком прошлом Марса;

  • устранены некоторые черты характеристики Лося (в частности, в первой публикации повести, когда Толстой изображал Лося в самый острый момент восстания, имелась фраза: «В ушах пело: к тебе, к тебе, через огонь и борьбу, мимо звёзд, мимо смерти, к тебе, любовь!» (в последующей редакции эта фраза была уже снята);

  • были подвергнуты изменениям и некоторые черты характеристики красноармейца Гусева (в частности, его махновское прошлое стало затушёванным).



Идеология романа



«Аэлита» — научно-фантастическое произведение, в котором тема межпланетного полёта даётся в сочетании с проблемами социально-политическими. Рисуя жизнь на Марсе и марсианское общество, показывая восстание угнетённых жителей планеты, колебания народного предводителя Гора, писатель замаскированно полемизировал с социальными теориями Герберта Уэллса, с пессимистической проповедью «заката Европы» Освальда Шпенглера и некоторыми другими буржуазными философскими теориями. Показывая образ марсианина Тускуба — главы Совета Инженеров и фактически диктатора Марса, отстаивающего «цивилизацию лишь для избранных», Толстой вскрывает антинародный характер его взглядов, в которых имеются общие черты с идеологией фашизма.



Научно-техническая сторона фабулы романа основана на теории межпланетных ракетных сообщений, разработанной русским учёным К. Э. Циолковским в его труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами».



В не меньшей степени на проблематику повести воздействовали идеи антропософии, в частности, «Хроники Акаши»:




  • А. Н. Толстой принимает существование Атлантиды и борьбу рас как двигатель древней истории. Описания Атлантиды очень похожи на её описания, приведённые в книгах антропософов.

  • «Во вселенной носится живоносная пыль, семена жизни, застывшие в анабиозе. Одни и те же семена оседают на Марс и на Землю, на все мириады остывающих звёзд. Повсюду возникает жизнь, и над жизнью всюду царствует человекоподобный: нельзя создать животное, более совершенное, чем человек, — образ и подобие Хозяина Вселенной».

  • «Разум есть материя, более твёрдая, чем камень, и более быстрая, чем свет».

  • «Вещь есть временное сгущение разума».

  • «В кристалле разум находится в совершенном покое. В звёздном пространстве разум — в совершенном движении. Человек есть мост между этими двумя состояниями разума. Его ноги вырастают из кристалла, живот — солнце, глаза — звёзды, голова — чаша с краями, простирающимися во всю Вселенную».



Связь с другими произведениями




  • Русский инженер Лось, изобретатель яйцевидных межпланетных летательных аппаратов, прямо упоминается в другом известном фантастическом произведении Алексея Николаевича Толстого — небольшой повести «Союз пяти» (1925).

  • В 1961 году был издан роман К. Волкова «Марс пробуждается», представляющий собой как бы расширенную редакцию «Аэлиты»,— но с собственным оригинальным сюжетом.

  • Виктор Потапов в сборнике «Фантастика-85» опубликовал «Третий рассказ Аэлиты», сюжет которого, однако, косвенно связан с повестью Толстого, и в основном касается событий, происходящих на Земле после бегства атлантов-магацитлов на Туму-Марс. В нём описаны виманы и применение ядерного оружия в Древней Индии.

  • Анатолий Андреев в 1987 выпустил повесть-продолжение «Звезды последний луч», в которой описал вторичное посещение Марса инженером Лосем для того, чтобы вызволить Аэлиту из заточения, на которое её обрёк Тускуб.

  • Кир Булычёв в 1990 году опубликовал рассказ «Тебе, простой марсианин!», однако элементы антуража фантастического Марса Толстого использованы там для критики советской системы.

  • Василий Головачёв написал продолжение «Аэлиты», опубликовав в 2003 году повесть «Магацитлы», одновременно входящую в его цикл «Смутное время».

  • В инди-игре Lifeless Planet присутствует множество отсылок к данному произведению.



Связь с реальным миром



В повести указан адрес дома в Петрограде, в котором жил инженер Лось и близ которого 18 августа 1921 года состоялся запуск его ракеты — Ждановская набережная, 11. Этот дом действительно существует и сохранился до XXI века. Это место, по нескольким причинам, имеет отношение и к реальной истории российской космонавтики:




  • в соседнем доме № 13 в 1920-е годы находилась школа авиационных техников им. Ворошилова, в которой преподавал возможный прототип героя романа Юзеф Доминикович Лось, позднее ставший разработчиком ракетных двигателей;

  • в 1930-х годах неподалёку расположилась лаборатория ГИРДа, занимавшаяся исследованиями реактивного движения, и её испытательный полигон[4];

  • рядом находится Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского.



Экранизации




  • В 1924 году советский режиссёр Яков Александрович Протазанов экранизировал роман, сняв немой художественный фильм «Аэлита», считающийся классикой мировой кинофантастики.

  • «Межпланетная революция» (1924) — мультипликационный фильм, использующий отдельные сюжетные мотивы «Аэлиты».

  • В 1980 году вышел венгерский фильм «Аэлита» режиссёра Андраша Райнаи, экранизация произведения.

  • В 1981 году повесть была частично экранизирована в телеспектакле «Этот фантастический мир» (четвёртый выпуск).



Развернуть описание Свернуть описание

Отзывы Добавить отзыв

По данной работе пока нет отзывов