Наверх

Художественная литература

Название работы

Вивальди. Времена года

Название работы

Вивальди. Времена года

Автор работы
Дашевская Нина
Дата создания
24.07.2019
ОПИСАНИЕ

Нина Дашевская — молодая писательница, автор книг для детей и подростков. Родилась в Твери. Дебютировала как детский писатель в 2009 году, когда ее сказку напечатал журнал «Кукумбер». Первая книга Дашевской — «Семь невысоких гномов» — была издана в 2011 году. В 2014 году сразу две книги Нины Дашевской были отмечены литературными наградами: сборник подростковых рассказов «Около музыки» победил в номинации «Воспитание чувств» на конкурсе «Новая детская литература» и занял первое место на конкурсе «Книгуру», а повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию. 

 

О книге

В книге "Вивальди. Времена года" Нина Дашевская продолжает знакомить маленьких читателей с миром классической музыки. Разговоры главного героя повести Антона с дедушкой переносят читателя на 250 лет назад, в Венецию. Именно в это время Антонио Вивальди создаёт свой великий цикл концертов "Времена года"… Иллюстрации Александры Семёновой дополняют удивительную историю Нины Дашевской. Вместе они рассказывают читателю, как можно понимать и чувствовать музыку. Также в книгу вошли переводы сонетов Антонио Вивальди "Времена года", выполненные Михаилом Ясновым специально для этого издания, и статья музыковеда Александра Майкапара о жизни и творчестве великого композитора. 

 

Рецензия

«Про Антонио говорят, что он может написать скрипичный концерт так же быстро, как перепишет ту же музыку хороший переписчик. Кажется, Вивальди берёт музыку из самого воздуха Венеции, из плёска вёсел, из итальянской речи, из отражений в воде. Антонио стремительно идёт по городу – арка, мостик, кампо – и не замечает, куда несут его ноги, не отвечает на поклоны знакомых. А в голове – или в пальцах? – уже звенит новая мелодия в ми-мажоре, только бы успеть донести до бумаги! 

Рыжий мальчишка сидел, подогнув под себя ногу, и раскладывал на круглом столе фотографии. Хорошо приезжать зимой к дедушке, в Старый город на берегу северного моря, сидеть в маленькой комнате под самой крышей и рассматривать при свете лампы старые картинки. Вдруг из тяжёлого альбома выскользнул быстрый рисунок карандашом: площадь и башня с часами.

– Дедушка, что это?

– Это Венеция, Антон, лучший город на земле».

«Новая книга писательницы о двух рыжеволосых мальчиках – Антонио и Антоне. Один родился в XVII веке в Венеции, другой – в XXI веке в Санкт-Петербурге. Первый спустя годы стал композитором и музыкантом Антонио Вивальди. Кем станет второй? Пока ясно одно: он умеет слушать и слышать музыку, и возможно, пойдёт по стопам деда – скрипача, который и учит Антошу слушать музыку. 

Проза Нины Дашевской сродни поэзии. Вслушайтесь в неё: «Вода наполняет Венецию до краёв, и даже чуть больше – выплёскивается на тротуар и лижет полы сутаны, одежды священника. Aqua alta, высокая вода. Антонио наклоняется и осторожно касается пальцами поверхности. Отражение его лица разбивается на тысячи осколков – и через минуту собирается вновь. Вода и музыка – кажется, это одно и то же: так же она бежит, течёт куда-то, и после неё как будто ничего не остаётся – только вкус и запах, и память в пальцах, и в ушах, и в сердце».

Книга – музыкальная история в двух частях с поэтическим эпилогом и послесловием, которое написал Александр Майкапар – российский клавесинист, органист, музыковед, искусствовед, переводчик.

Книга невелика. Значительное место на каждом развороте занимают воздушные рисунки Александры Семёновой, выполненные в смешанной технике: карандаш, акварель, акрил и цветные карандаши.

В музыкальном произведении возможна кода (итал. Coda – «хвост, конец, шлейф») – дополнительный раздел в конце, не принимающийся в расчёт при 

определении его строения. Своеобразной кодой в книге являются сонеты Антонио Вивальди «Времена года» в переводе Михаила Яснова». 

 

Зима

От холода спасаться, и к тому же
От ветра укрываться дни за днями;
Укутавшись, дрожать, стучать зубами,
Притоптывать ногами неуклюже;

Пока морозом схватывает лужи,
Ступать по тропкам робкими шагами,
А дома, у огня, глядеть на пламя
И греться, убежав от лютой стужи.

У очага мы сразу веселеем
И вот уже с морозом сводим счёты:
Мечты, мечты! Как хорошо в тепле им!

А вихрь опять вовсю стучит в ворота,
Сирокко дует следом за Бореем –
И это всё зима, её заботы!

 

«Писать о музыке очень непросто. Как прикрепить словами к бумаге то, что прекрасно именно тем, что словами не выразишь? У литературы и музыки два разных языка. Возможно, поэтому удачных книг о музыке очень мало. Особенно для детей. Часто в литературных биографиях композиторов музыка остаётся «за кадром», всё сводится к обычному жизнеописанию, перечислению событий.

А вот Нине Дашевской удалось рассказать детям об Антонио Вивальди, не только сохранив музыку, но и сделав её основой сюжета. Удалось передать смысл, звучание, красоту – настолько, что даже самый неподготовленный юный читатель, никогда не слышавший ещё ни имени великого композитора, ни его прекрасной музыки, почувствует: «Это для меня, это важно, это нельзя упустить. И, наконец, это просто здорово!»

У книги расширенная возрастная адресация – она рассчитана на «чтение с погружением», ведь помимо истории, рассказанной Ниной Дашевской, в книге есть ещё и сонеты самого Антонио Вивальди в прекрасных переводах Михаила Яснова и комментарии музыковеда Александра Майкапара. На читательский успех и на авторскую задачу работают и прекрасные иллюстрации Александры Семёновой, подхватывающие общий замысел и дополняющие его.

Ценно и то, что Дашевская умело соединяет две сюжетные линии – биографию композитора и рассказ о судьбе его музыки, звучащей по-прежнему современно и близкой разным поколениям. Два юных героя – венецианский мальчишка и мальчишка московский – ведут за собой по книге читателя в мир музыки и в мир истории культуры, не поучая, а увлекая, поддерживая – собственным примером. Возможно, для многих юных читателей эта книга станет первым знакомством не только с миром музыки, но и искусством вообще. И это первое открытие точно не станет последним».

 

Нина Дашевская — молодая писательница, автор книг для детей и подростков. Родилась в Твери. Дебютировала как детский писатель в 2009 году, когда ее сказку напечатал журнал «Кукумбер». Первая книга Дашевской — «Семь невысоких гномов» — была издана в 2011 году. В 2014 году сразу две книги Нины Дашевской были отмечены литературными наградами: сборник подростковых рассказов «Около музыки» победил в номинации «Воспитание чувств» на конкурсе «Новая детская литература» и занял первое место на конкурсе «Книгуру», а повесть «Вилли» завоевала Крапивинскую премию. 

 

О книге

В книге "Вивальди. Времена года" Нина Дашевская продолжает знакомить маленьких читателей с миром классической музыки. Разговоры главного героя повести Антона с дедушкой переносят читателя на 250 лет назад, в Венецию. Именно в это время Антонио Вивальди создаёт свой великий цикл концертов "Времена года"… Иллюстрации Александры Семёновой дополняют удивительную историю Нины Дашевской. Вместе они рассказывают читателю, как можно понимать и чувствовать музыку. Также в книгу вошли переводы сонетов Антонио Вивальди "Времена года", выполненные Михаилом Ясновым специально для этого издания, и статья музыковеда Александра Майкапара о жизни и творчестве великого композитора. 

 

Рецензия

«Про Антонио говорят, что он может написать скрипичный концерт так же быстро, как перепишет ту же музыку хороший переписчик. Кажется, Вивальди берёт музыку из самого воздуха Венеции, из плёска вёсел, из итальянской речи, из отражений в воде. Антонио стремительно идёт по городу – арка, мостик, кампо – и не замечает, куда несут его ноги, не отвечает на поклоны знакомых. А в голове – или в пальцах? – уже звенит новая мелодия в ми-мажоре, только бы успеть донести до бумаги! 

Рыжий мальчишка сидел, подогнув под себя ногу, и раскладывал на круглом столе фотографии. Хорошо приезжать зимой к дедушке, в Старый город на берегу северного моря, сидеть в маленькой комнате под самой крышей и рассматривать при свете лампы старые картинки. Вдруг из тяжёлого альбома выскользнул быстрый рисунок карандашом: площадь и башня с часами.

– Дедушка, что это?

– Это Венеция, Антон, лучший город на земле».

«Новая книга писательницы о двух рыжеволосых мальчиках – Антонио и Антоне. Один родился в XVII веке в Венеции, другой – в XXI веке в Санкт-Петербурге. Первый спустя годы стал композитором и музыкантом Антонио Вивальди. Кем станет второй? Пока ясно одно: он умеет слушать и слышать музыку, и возможно, пойдёт по стопам деда – скрипача, который и учит Антошу слушать музыку. 

Проза Нины Дашевской сродни поэзии. Вслушайтесь в неё: «Вода наполняет Венецию до краёв, и даже чуть больше – выплёскивается на тротуар и лижет полы сутаны, одежды священника. Aqua alta, высокая вода. Антонио наклоняется и осторожно касается пальцами поверхности. Отражение его лица разбивается на тысячи осколков – и через минуту собирается вновь. Вода и музыка – кажется, это одно и то же: так же она бежит, течёт куда-то, и после неё как будто ничего не остаётся – только вкус и запах, и память в пальцах, и в ушах, и в сердце».

Книга – музыкальная история в двух частях с поэтическим эпилогом и послесловием, которое написал Александр Майкапар – российский клавесинист, органист, музыковед, искусствовед, переводчик.

Книга невелика. Значительное место на каждом развороте занимают воздушные рисунки Александры Семёновой, выполненные в смешанной технике: карандаш, акварель, акрил и цветные карандаши.

В музыкальном произведении возможна кода (итал. Coda – «хвост, конец, шлейф») – дополнительный раздел в конце, не принимающийся в расчёт при 

определении его строения. Своеобразной кодой в книге являются сонеты Антонио Вивальди «Времена года» в переводе Михаила Яснова». 

 

Зима

От холода спасаться, и к тому же
От ветра укрываться дни за днями;
Укутавшись, дрожать, стучать зубами,
Притоптывать ногами неуклюже;

Пока морозом схватывает лужи,
Ступать по тропкам робкими шагами,
А дома, у огня, глядеть на пламя
И греться, убежав от лютой стужи.

У очага мы сразу веселеем
И вот уже с морозом сводим счёты:
Мечты, мечты! Как хорошо в тепле им!

А вихрь опять вовсю стучит в ворота,
Сирокко дует следом за Бореем –
И это всё зима, её заботы!

 

«Писать о музыке очень непросто. Как прикрепить словами к бумаге то, что прекрасно именно тем, что словами не выразишь? У литературы и музыки два разных языка. Возможно, поэтому удачных книг о музыке очень мало. Особенно для детей. Часто в литературных биографиях композиторов музыка остаётся «за кадром», всё сводится к обычному жизнеописанию, перечислению событий.

А вот Нине Дашевской удалось рассказать детям об Антонио Вивальди, не только сохранив музыку, но и сделав её основой сюжета. Удалось передать смысл, звучание, красоту – настолько, что даже самый неподготовленный юный читатель, никогда не слышавший ещё ни имени великого композитора, ни его прекрасной музыки, почувствует: «Это для меня, это важно, это нельзя упустить. И, наконец, это просто здорово!»

У книги расширенная возрастная адресация – она рассчитана на «чтение с погружением», ведь помимо истории, рассказанной Ниной Дашевской, в книге есть ещё и сонеты самого Антонио Вивальди в прекрасных переводах Михаила Яснова и комментарии музыковеда Александра Майкапара. На читательский успех и на авторскую задачу работают и прекрасные иллюстрации Александры Семёновой, подхватывающие общий замысел и дополняющие его.

Ценно и то, что Дашевская умело соединяет две сюжетные линии – биографию композитора и рассказ о судьбе его музыки, звучащей по-прежнему современно и близкой разным поколениям. Два юных героя – венецианский мальчишка и мальчишка московский – ведут за собой по книге читателя в мир музыки и в мир истории культуры, не поучая, а увлекая, поддерживая – собственным примером. Возможно, для многих юных читателей эта книга станет первым знакомством не только с миром музыки, но и искусством вообще. И это первое открытие точно не станет последним».

 

Авторский блог
Пока публикаций нет
Отзывы / Добавить отзыв

Пока отзывов нет

работы

смотреть все (168 )

Художественная литература

Как бы стремительно не развивался современный мир и его технологии, ценность хорошей книги не изменить! Как много удивительных моментов, знаний и эмоций могут подарить своему читателю произведения великих мастеров слова. И в нашей «Сокровищнице» мы стремимся собрать образцы мировой литературы, которые сделали богаче внутренний мир ни одного поколения.

Премия "На Благо Мира"
Вся необходимая информация для участников конкурса