Меню

О работе с детьми

31 октября '19

О работе с детьми

... Но главное упрощение, как выяснилось, ждало меня в России. К лету 2013 года я прочла «Похождения рекламного агента» Дэвида Огилви, где мне встретилась такая фраза: «Не надо заводить собаку, чтобы лаять самому»Уже два года я была руководителем проекта без будущего, потому что его владелец не мог ни на что решиться. Это был интересный проект, и у него были возможности, многое было сделано до меня, да и я многое сделала, но это было ничтожно мало в сравнении с общей незаинтересованностью всех, начиная с владельца. Уйти в никуда я не могла, но быть тихой собакой при лающем хозяине мне тоже надоело.

За год до этого у меня появилось двое учеников. Моя ровесница учила английский. С девятиклассником мы прошли курс английской истории от средних веков до современности на английском языке. Это была хорошая и выгодная подработка, не более того. Конечно, мне было приятно узнать, что на экзамене по обществознанию этот юноша ввернул что-то про Мартина Лютера из моей лекции. (Здесь нужно заметить, что, переезжая в Россию, я твердо намеревалась работать только там, где можно было использовать и углублять полученные навыки и опыт, и первым в череде навыков был билингвизм). Но я и предположить не могла, что именно дополнительное образование станет моей основной деятельностью в последующие годы.

Когда же это произошло осенью 2013 года, я опять не успела подумать, что никогда в жизни не работала и даже не сидела с детьми младшего школьного возраста. Мне буквально вручили эти три группы — второй, третий и четвертый класс, — и мне пришлось на ходу, точнее на бегу, учиться учить детей. После университета я могла преподавать старшеклассникам, если бы захотела. Вместо этого вокруг меня водили хороводы второклассники. Дети с третьего по шестой класс играли в Angry Birds и Minecraft, изображали зомби, демонстрировали ошеломительные познания в обсценной лексике и пугающую осведомленность об отношениях полов. Седьмой класс не демонстрировал вообще ничего. Со взрослыми было просто, разумеется, с ними у меня потом сложились дружеские отношения. Родители детей помогали, как могли. Думаю, в тот первый год я производила впечатление неприспособленного к жизни аристократа-эмигранта, которого судьба закинула в трущобы, где он выживал как мог. Трюизм ситуации был в том, что работала я в том же районе, где родилась и выросла, и это наверняка усиливало общий культурный шок.

На второй год стало проще, а летом 2015 года я решила поработать в районном летнем лагере. Три месяца с младшими школьниками в чем-то меня изменили, но главное, с осени мы с учениками окончательно приняли друг друга. Я всегда считала, что преподаватель должен вызывать благоговение, а не страх или презрение. Однако для этого он просто не имеет права унижать и унижаться. И уже позже, перечитывая «Дао дэ цзин», я поняла, как мне удалось этого добиться. Я говорила на простом и понятном языке, не по книге; я остроумно отвечала на вопросы, вроде «а как по-русски 'poo'?»; я твердо запрещала то, что считала неприемлемым, и требовала того, что было необходимо; на переменах я выслушивала проблемы и помогала найти решение или утешала. И самое главное: я не кричала, не ругала их, не возносилась, а терпела их и смирялась с тем, что они такие, какие есть, и вот их таких я должна чему-то научить. Оказавшись в ситуации, когда правила игры понятны, а результат — их личный успех, дети с удовольствием готовили «дополнительный английский».

Пути Господни неисповедимы, и я полностью убедилась в этом, когда обрела всех этих детей. Кто-то из них сам страдал от одиночества, но я уже знала, как помочь. После многих лет среди испуганных жизнью взрослых, которые считали себя правее и равнее других, я оказалась там, где были нужны мой оптимизм, опыт, вера и любовь к языку и людям. Ровно как предписывал Лао-цзы, я стала меньше и проще их всех. Это они рассказывали мне о своих интересах, победах и достижениях, показывали удаль и бесстрашие, и я в ответ тоже экспериментировала с тем, чем всегда боялась заниматься. Я стала рисовать. Не срисовывать, а именно рисовать. Я знала, что меня одобрят, поэтому хотелось сделать это хорошо. Я просто наблюдала за детьми и позволяла себе быть такой же свободной (в известных пределах, разумеется).

Так я стала работать с теми, кому я могла лишь отдавать знания и опыт. Пополнять их мне нужно было самой, и это, признаться, составило определенную трудность ввиду отсутствия времени. Но теперь я видела реальные результаты своего труда. Я была полезной. Я сама организовывала свою работу, используя бизнес-навыки. Я обрела независимость. Я была одновременно и в группе, и вне её. Мы все были свободны и работали вместе потому, что каждый нашел то, что искал. Наконец, я была собой — good, но могла быть и nice, если нужно.

И снова это было упрощением, но уже более высокого порядка. Это был отказ от той части эго, которая формируется не без помощи нашего окружения и зачастую приводит нас вовсе не туда, куда нужно. Именно эта часть переживает отчуждение, предательство, чувство нереализованности. Избавьтесь от неё — и может статься, что вы немало сделали в жизни. Но как часто от нас требуют достижений, престижа, феерического успеха и астрономических доходов, как будто одним этим измеряется земная слава.

Возможно, моё эго всегда было не слишком большим, поэтому все описанные перемены дались без особых усилий. Безусловно, кое-кто в моем окружении периодически недоумевает, что меня сподвигло работать с детьми у себя в районе. Я напоминаю им и себе, что нет ничего хуже, когда тобой никто не пользуется. Конечно, я не отказалась ни от творчества, ни от разных планов, хотя в течение учебного года на всё это едва хватает времени. Но я счастлива и не одинока. Я вспоминаю, что еще немного позже, в 2017 году, в мою жизнь окончательно вошло Прекрасное и Бесконечное. А когда в 2018 году я дошла до 12 главы Послания к Коринфянам, я поняла, что всё это — литература, перевод, преподавание — было действительно предопределено, и мне всего лишь нужно было выйти на этот узкий путь...

Юлия Н. Шувалова

Страница книги на сайте премии: https://nablagomira.ru/vote/proza/Uprazhneniya_v_odinochestve

Ознакомиться с текстом: https://proza.ru/2019/08/26/1272

По данной работе пока нет отзывов

Другие записи

Исцеление от одиночества

В ЕГЭ по английскому языку в шаблоне для сочинения есть вводная фраза: "Сегодня все большую и большую популярность набирает проблема..." Мне не нравится сочетание "проблема набирает популярность", но в случае с одиночеством оно как нельзя лучше характеризует положение вещей. Сегодня мы очень хорошо представляем себе "проблему" одиночества.

О литературе, режиссуре и Паскале Киньяре

<...>Киньяр очаровывает меня истинной joie d'ecrire. Хороший писатель должен любить людей и язык.