Меню

Композитор Николай Якимов о работе над "Снегурочкой"

22 июня '20

Композитор Николай Якимов о работе над "Снегурочкой"

Музыкальное оформление к «Снегурочке» создавала целая семья, в основном – отец и сын Николай и Семён Якимовы. Об этом необычном тандеме уже упоминал режиссёр Евгений Ибрагимов.

Николай Якимов рассказывает: «Первая постановка, где впервые звучали Сенины ноты, была за год до «Снегурочки» - спектакль Евгения Ибрагимова по Янушу Корчаку в БДТ «Когда я снова стану маленьким» (спектакль-лауреат «Золотой Маски»-2015 в трех номинациях- прим.). Когда зародилась идея «Снегурочки», режиссёр специально приезжал к нам домой, разговаривал с сыном как с полноправным участником нашей постановочной группы. Семён музыку с трёх лет сочиняет, может музыкой разговаривать – это особенность его мышления. Притом сразу пишет ноты, он и с листа сразу читает довольно сложные нотные тексты. Мы начали с сыном разбирать пьесу летом, когда ехали отдыхать, сидели на заднем сиденье машины, читали вместе, разговаривали. По прочтению, минут через 10 молчания, Сеня говорит: «Всё, у меня придумалась песня Леля». Дальше пошли хоры - «Солнцу красному…» и другие. Девять лет ему тогда было. Интересный момент был с эротическим танцем: ему объяснили, что это «про любовь» - он всё понимал. Режиссёру понравилось. Сын написал более половины композиций к спектаклю – 11. А я делал инструментовки его сочинений и другие аранжировки, ну и несколько своих авторских композиций. Сеня человек увлекающийся, пишет очень быстро, а дорабатывать, как любой ребёнок, не любит. Потом, уже в работе над другими нашими спектаклями бывали случаи, когда Сенина музыка не подходила – требовалась жёстче, ему же нужно волшебство, драматические части ему раньше с трудом давались – он же ребёнок, опыта такого ещё не было.

Во время работы над постановкой мне запомнилась работа с артистами, которые говорили: «Мы не сможем!» Записывали голоса всех актёров – было приятно, что люди начинали верить, они видели, что нет никакой подмены. Там звучат все артисты-исполнители, но там есть и наши голоса – мой, сына и жены, она тоже композитор, музыкант Евгения Логвинова, она помогала нам с хоровыми раскладками. Голос сына звучит в прологе, в самом начале спектакля – «Не бойтесь темноты вокруг, она не страшна, бойтесь той темноты, что внутри»; и в самом финальном номере — в песне.

Сеня начал играть на рояле едва начал сидеть хорошо. Сидел у мамы на коленях, а она сыграла Рахманинова и малыш пришёл в такой восторг! Сразу было ясно, что одарённый ребенок. Он когда ходить стал, сам подходил к роялю, нажимал клавиши и всегда гармонично. Сейчас ему 13 лет, он пишет музыковедческие статьи о композиторах и их сочинениях, участвует в конкурсах как пианист, его сочинения исполняются музыкантами — струнный квартет, духовой квинтет, трио для двух виолончелей и фортепиано (Москва, Башмет Центр, октябрь 2019). Он знает музыку, он очень образован. «Снегурочка» была первая большая совместная работа с сыном, мы потом в той же команде ещё несколько спектаклей сделали. «Снегурочка», безусловно, запомнилась. Это был особый период.

Буквально на днях Семён Якимов победил (в своей категории) в Чешском Бетховенском конкурсе, который проходил он 20 июня. Это его уже 11-е первое место.

Посмотреть видеозапись спектакля и проголосовать 

Записала Ирина Пекарская

По данной работе пока нет отзывов

Другие записи

Художник Эмиль Капелюш о работе над "Снегурочкой"

Эмиль Капелюш о работе над «Снегурочкой»: Хорошо, что театр пошёл на такой эксперимент – для дирекции сегодня нужно обладать определённого рода смелостью, чтобы отказаться от кассовости ради художественного результата! Мы рассчитывали, что люди будут приходить на «Снегурочку» по несколько раз – такой материал предполагает и второе-третье посещение, притом каждый следующий раз можно увидеть спектакль по-новому, так как он отчасти рождается актуальным состоянием зрителя.

Мария Качалкова: "Моя первостепенная задача - раскрыть артиста"

Мария Качалкова, хореограф-постановщик "Снегурочки" Костромского кукольного, номинант на «Золотую маску»: Евгений Николаевич /Ибрагимов/ не мастер – он волшебник. В команде создателей спектакля ему удаётся правильно разводить интересы всех создателей, соучастников процесса, не нарушая наших профессионально-личностных границ.