Меню

Художественное образование - детям Нового тысячелетия

04 сентября '19

Художественное образование - детям Нового тысячелетия

Приоритет духовного над материальным закреплён Указом Президента РФ от 31-го декабря 2015 года «О стратегической безопасности Российской Федерации» (Указ №683, п.78).

Опираясь на достижения передового края науки и прежде всего физики, можно сформулировать тезис о том, что наука сегодня доказывает относительность материального мира и абсолютность духовного, первичность сознания над материей.

После создания общей теории относительности, человечество увидело себя в относительном мире пространство-временного континуума. «Всё есть энергия», эта формула Эйнштейна погружает  воображение в полевую интерпретацию всего происходящего. Сам Эйнштейн последние тридцать лет жизни пытался создать единую теорию поля, чтобы описать все взаимодействия материального мира. Предсказанные им гравитационные волны открыты экспериментально 100 лет спустя (Нобелевская премия 2017года).

         Квантовая механика и физика элементарных частиц раскрывают перед нашим внутренним взором  поразительную перспективу.  Так существование  античастиц, как проявления глобального принципа симметрии, ведёт к предположению, что наряду с актом Творения,  возможен и акт Рас-творения этой материальной вселенной. И тогда мы приходим к изначальной пустоте или на современном языке – физическому вакууму.

В настоящее время открыто более двухсот элементарных частиц, тратятся огромные усилия и средства. Учёные как бы заглядывают в этот загадочный вакуум, из которого, рождается пара – частица и античастица. Сам вакуум представляет собой уже не просто «ничто», а колоссальную упругую среду (аналог  эфира),  энергия которого бесконечна.  Достаточно вспомнить печальный опыт создания атомного и ядерного оружия, чтобы понять насколько  сильными являются взаимодействия на уровне атомных ядер, не говоря уже о ещё более глубокой реальности, которой является физический вакуум.

Чтобы сбалансировать западное рвение к удовлетворению не всегда разумных и нравственных потребностей, необходимо обратиться к Восточной Мудрости. Россия, как страна особой «соединительной» роли,  явила миру учёных, работы которых  дают надежду на осуществление благоприятного синтеза Востока и Запада.

         В 1994-1995 гг. в Санкт-Петербурге состоялись международные научные конференции  по этой тематике, на которых нам посчастливилось присутствовать. Один из докладов конференции  «Медицина. Самопознание. Нравственность: Восток-Запад»  был посвящён представлению «Теории Физического Вакуума» и вдохновляющих выводов, которые следуют из этой теории. Заявлено, что эта теория осуществила мечту Эйнштейна, и найдены универсальные уравнения, описывающие все известные физические взаимодействия. И не только физические, оказалось, что эти уравнения описывают ещё один уровень Реальности, который стоит над физическим вакуумом. Российский физик Г.И. Шипов назвал этот уровень Высшей  Реальности - «первичными торсионными полями»,  которые мгновенно переносят информацию без переноса энергии (и потому не затухают, проникая всюду) и являются  проявлением   Духовной Реальности или Сознания Творца.

На этом уровне находится  Информационный Банк Данных, подобно матрице законов, по которым должно развиваться мироздание. С этим  Информационным полем,  посредством особого состояния творческого вдохновения и озарения, может соединяться и человеческое сознание, причём всегда спонтанно и неожиданно. По меткому сравнению А. К. Сухотина, открытие падает к ногам учёного, как зрелое яблоко.  В истории науки довольно часто одно и то же открытие делалось независимо друг от друга разными людьми и в разных странах. К. Гаусс описал это состояние единства с Целым, заметив однажды, что уже давно знает результат, но ему неизвестно, каким путём он сможет дойти до него логически.

Итак,  Научная Картина Мира представляется в виде 7-ми уровней Реальности. Первые 3 описываются классической физикой – твёрдые тела, жидкости и газы, дальше 4-й уровень  элементарных частиц, и 5-й уровень – физический вакуум. Новейшая теория физического вакуума содержит не только геометризированные уравнения квантовой механики и релятивизма, но и,  оперируя 10-мерным  пространством (4 измерения пространственно- временных координат и 6 вращательных) описывает 6-й уровень – «первичных торсионных полей», которые являются источниками всех других полей. Седьмой уровень, наивысший, названный Г. И. Шиповым «Абсолютным Ничто» не поддаётся описанию, но понятно, что Он обладает безграничными творческими способностями и безграничным сознанием.

Диалог со Вселенной (постнеклассическое «я – Ты»), где ОНА отвечает на вопросы человека, может перерасти в тождество «Я = ТЫ», в том случае, если  человек осуществляет смысл своей жизни - становится Духом, соединяясь с той Силой, которая нас создала.

Дух – наш учитель и о многом
Молчит сияющий Алмаз,
Ядро Вселенной влито Богом
Звездою в каждого из нас! 

 

Итак, осмелимся предположить, что Творец не является «бесцельной» личностью, а запустил процесс творения и эволюции живой природы ради создания «зеркал» - человеческих существ, которые, по образу и подобию становятся  отражением Творца или со-творцами. Поэтому, трансформация от Человека Разумного, которому дана свобода воли, к Человеку Духовному, запрограммирована  внутри самого человека в виде потенциальной возможности.

«Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Это изречение И. Канта выражает искренний восторг и благоговение перед красотой и совершенством Мироздания. Добавим ещё ликование души перед чистотой Детства!

Дети Нового Тысячелетия – надежда человечества,  перед лицом глобальных проблем современности. Их присутствие изменит всю атмосферу в том случае, если создать необходимые условия для их гармоничного роста. Образно говоря, какой бы алмаз не попал нам в руки, необходим мастер, чтобы отшлифовать его до бриллианта.

Когда над рощами в Эдеме
Горит вселенский монитор, 
Земли компьютерное племя
Ведёт эфирный разговор.

В одном порыве вдохновенья
Китаец, русский ли, якут,
Уже с небес не откровенья,
Благословения текут!

Спят композитор и поэт,
Им музы навевают сны,
А сами слушают дуэт
Пернатых моцартов весны.

Спонтанное творчество - врождённый дар природы каждому человеку. Поэтому, маленький ребёнок легко осваивает несколько языков, в отличие от взрослого.  Будучи в утробе, малыш воспринимает себя единым целым со своей матерью. Родившись, он всё ещё - «целостная» натура, непосредственно связанная с торсионной областью Высшей Реальности.   Почему мы, взрослые, чувствуем такую сладость и счастье всего лишь от одной улыбки младенца?! Он чист и невинен, а его глаза сияют радостью Настоящего. Он не уходит мыслями в прошлое и не жаждет будущего. Миг Настоящего, который превращается в Вечность и становится присутствием Бога. Интуиция ребёнка безошибочна, его невозможно ввести в заблуждение хитрыми речами. Недаром говорят, что лучшие эксперты в Чистой Любви - это дети и животные. История крылатой фразы «устами младенца глаголет Истина» - это признание и ликование детей в присутствии Иисуса Христа, что привело в негодование фарисеев.

Непостижима мудростью своей
Приходит в мир компания детей.
Что недоступно гуру и жрецам,
Открыто детским, искренним сердцам!

Ребёнок растёт, последовательно формируется и развивается его образное  мышление,  в терминологии кластерной теории И. Я. Каплуновича, первая подструктура – топологическая, затем проективная, порядковая, метрическая и алгебраическая. Первые три подструктуры относятся к конкретно-чувственному мышлению, а последние две (метрическую и алгебраическую) можно условно отнести к аналитико-понятийному мышлению,  тесно связанному с речью. И. С. Якиманская  в своих исследованиях показала, что мышление в образах входит как существенная составляющая во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. В едином процессе мышления одновременно действуют как образная, так и понятийная логика, причем это не две самостоятельные логики, а единая логика протекания мыслительного процесса.

На этом этапе  повествования мы переходим к обоснованию особой роли художественного образования для гармоничного развития современных детей.  Объяснительная модель представлена в виде символичных рисунков  динамики развития образного мышления в детском возрасте. С их помощью можно наглядно объяснить тот факт, что только 5-6% взрослых людей обладают (или точнее сохраняют) дар спонтанного творчества.

Как изменить эту ситуацию? Какие методы и виды деятельности применять в детстве, чтобы радость спонтанного творчества не покидала растущего человека с возрастом?  Попробуем разобраться в этом вопросе и расставить ориентиры. При этом, мы рассматриваем именно естественное, спонтанное творчество, а не общее понятие креативности, которую бесспорно необходимо развивать всю жизнь, как блестяще показала Ермолаева-Томина. 

С течением времени, при гармоничном развитии обоих полушарий мозга, аналитическое мышление становится довольно сильным, речь сформирована. В нашей модели (рис. 1) этот момент представлен равновесным состоянием, когда в окружность ОМ (образное мышление) гармонично вписан квадрат АМ (аналитическое мышление).  

Рисунок 1 - Динамика гармоничного развития образного мышления (https://wampi.ru/image/6IYSccc)

Если поддерживать баланс развития ОМ и АМ у ребёнка в дальнейшем, он вырастит гармоничной, разносторонней, эмоционально и интеллектуально богатой личностью. Он  находится в «золотой середине» и это равновесие само по себе делает его психически-устойчивым, благоразумным человеком.  На психофизическом уровне взаимодействие полушарий будет естественным, спонтанным, и творческий импульс не угаснет.  А человечество получит новых ломоносовых и леанардо да винчи, которые осуществят духовный Ренессанс современности!

Что же мы наблюдаем, когда ребёнок начинает учиться в обычной школе? Из-за недостаточной поддержки правополушарной, художественно-творческой деятельности, развитие  целостного, чувственно-образного мышления тормозится и попадает в доминирующие рамки интеллектуально-аналитического. Эта ситуация символично изображена вписанным в квадрат кругом, который силится раздвинуть эти границы, но уже не может (рис.2).

Рисунок 2 - Динамика развития образного мышления при аналитической доминанте (https://wampi.ru/image/6IYSGYE)

Хотим ли мы, создав искусственный интеллект,  сделать его идеалом для живых людей? Этот ироничный вопрос не лишён оснований. Есть надежда, что пресловутый IQ – коэффициент интеллектуального развития в скором времени уравновесится не меньшей значимостью AQ – коэффициентом эмоционального развития. И Мудрость Эмоционального Интеллекта будет украшением и достоинством человеческой жизни, полной спонтанного творчества.

Необходимо  упомянуть, что возможна и третья схема, когда ребёнок ставится в условия, где аналитическое, понятийное мышление развивается недостаточно. Крайний случай этой истории - маугли, когда ребёнок, попав в человеческую среду, так и не может заговорить. Редкий случай, но он ясно показывает, насколько важен баланс в каждом аспекте нашей жизни.

Есть неутешительная статистика, что фрагментальность, раздробленность сознания современных и особенно западных людей растёт с каждым годом. Заметим, что традиционные ручные изделия становятся редкостью для «цивилизованных» стран, хотя в образовательной среде осознаётся влияние художественного ручного труда на развитие и формирование личности.

Работая преподавателем ИЗО отделения ранне-эстетического развития Майминской ДШИ (республики Алтай), у меня была уникальная возможность следить за динамикой творческого развития детей дошкольного возраста в течение 3-х лет. По моим наблюдением, художественная работа с природной глиной держит первенство в стойком интересе к этому занятию среди детей. Ребёнок ещё не может нарисовать шар или другие объёмные формы, но слепить  из глины - ему под силу, что вызывает восторг детей и гордость родителей. Происходит эффективное развитие топологической подструктуры образного мышления, как фундамента всех последующих кластеров. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев», - заметил ещё в прошлом веке выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Мелкая моторика рук при лепке, как известно, благотворно влияет на функции речи. При этом, в отличие, например, от рисования, где ребёнок действует одной, как правило, правой рукой, во время создания объёмной пластической формы задействованы обе руки, что приводит к сбалансированному  взаимодействию  полушарий мозга и  увеличению  творческого потенциала.

Радостное коллективное творчество детей, их очевидные успехи, побудили родителей обратиться к руководству школы с просьбой о создании дополнительной возрастной группы (7-8 лет) для выпускников отделения ранне-эстетического развития. Сейчас, именно для этих детей, функционирует студия художественной лепки «Живая Глина»,  что очень важно для дальнейшего творческого развития  целостной личности, чтобы не произошло «затухания» способностей к спонтанному творчеству, как было показано выше. При этом мы продолжаем  наблюдения за этой группой воспитанников в рамках  исследования  «Развития образного мышления детей на примере художественной работы с  глиной» для  дальнейшего совершенствования методики преподавания объёмной пластики.

Подводя итоги, необходимо ещё раз подчеркнуть исключительную важность художественного образования для целостного,  гармоничного, творческого  развития  детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также призвать научное сообщество объединить усилия  для решения современной проблемы раздробленности сознания личности.

В заключении хотелось бы вспомнить «Материнскую Школу» основателя гуманистической педагогики Нового времени - Яна Амоса Коменского.  Чистая, материнская любовь учителя к своим ученикам – главная преобразующая, воспитывающая и вдохновляющая  сила и не только касательно  ученика, но и самого учителя, потому как именно любовь - источник творчества учителя. При этом, личный пример учителя действует сильнее вербальных установок и поучений, как относительно воспитательного процесса, так и в профессиональном отношении.

Первый иллюстрированный учебник для детей («Мир чувственных вещей в картинках») был создан именно Я. А. Коменским, который ясно увидел незаменимую  роль наглядности и художественной образности в развитии и обучении детей. И, наконец, он любовался детьми, как ангельскими существами, которые спустились с небес, как благословения…

Как же нам, современным учителям соответствовать высокому призванию? Для этого необходимо познать себя, свою духовную сущность. И тогда в нас откроется фонтан творческого вдохновения и радости, мы не будем скучными для наших детей и сможем, как опытные садовники, вырастить из них чудесные сады мудрости.

Много символов на свете, символ Бога это - дети!

По данной работе пока нет отзывов

Другие записи

Источнику вечной жизни посвящается...

За тишину, прохладу и алладу, За чистоту блаженства, глубину, Даршан Любви, за Истину-Усладу, Мы навсегда в божественном плену. Ты - Чистый Дух Сознания Живого Вливаешь Свет в открытые сердца, Даруешь Царство Божие и Слово В нас пробуждая Шиву и Христа...

Вечному Правителю России посвящается...

Слава Вечному Правителю России, непобедимому Богу-Воину вселенной, разрушителю демонов, ракшасов, шайтанов и всех сил зла! В России Его называют - Архангел Гавриил, в Греции - Гермес, в Риме - Меркурий, Китае - Сунь Окун, в Исламе - Джебраил (Хасан - Внук Пророка), в Индии - Шри Хануман, в Люмбини Он был воплощён как принц Сиддхартха, который победил воинство демонов Мары и стал Господом Буддой.