Меню

Участвуйте в развитии доброго искусства — голосуйте и комментируйте работы номинантов!

Художественная литература
6+
Год создания
2015


Поэт Генрих Сапгир подарил детям истории о волшебных существах и сказочных местах, в которых всегда найдется место веселью. 





В стране под названием Хохотания живут самые весёлые люди на свете - Смеянцы! Даже ужасный огнедышащий дракон не может испортить им настроение. Такие же приятные в общении существа обитают и по соседству с Хохотанией - в удивительных Лесах-чудесах. Здесь обожают ходить друг к другу в гости, играть в прятки и отгадывать загадки. Где-то здесь целый год проспал потерявшийся Морозко - младший брат Морозов и Метелей. Именно тут бегают среди деревьев загадочные Бежали, пляшут на лужайках беззаботные Плясали, тихо переговариваются-журчат скромные Журчали. 

Все эти диковинные земли и страны придумал поэт Генрих Сапгир, который никогда не поучал детей, не навязывал своего мнении о том, как поступать хорошо, а как - плохо. Зато он любил с детьми играть в слова и рифмы. И оказалось, что это не просто весело, но и заставляет задуматься о многих важных вещах. Например, о том, что такое хорошо и что такое плохо.





Леса-чудеса



В леса-чудеса

Мы поедем с тобой.

Там бродит у озера

Лось голубой.

Там чащу хвостом

Подметает лиса,

Чтоб чистыми были

Леса-чудеса.



В леса-чудеса

Мы поедем.

Там встретимся

С Умным Медведем,

Заглянем к Сове

В дупло.

В дупле у Совы

Тепло и светло.

Две лампы -

Два глаза совиных,

И тут же

Диван на пружинах.



Рассядемся

Я, и ты, и Медведь

И будем

Песню лесную петь:



Ель, береза,

Дуб, сосна,

Солнце, звезды

И луна.



Дуб, сосна,

Береза, ель,

Солнце, дождик

И метель.



А после

Я приглашу Сову,

И все мы отправимся

В гости ко Льву.

Живет он под горкой

В пещере.

"ЛЕВ ДОБРЫЙ" -

Табличка на двери.



И Добрый Лев

Тебе лапу подаст

И промурлычет:

"Здр-р-раст!"

И смело ты можешь

Погладить Льва,

Только спроси

Позволенья сперва.



А хочешь,

С Оленем в пятнашки играй...

Ведь это такой

Удивительный край!

Не обижает

Никто никого,

Все любят

Пятнашки

И прятки.

Но больше всего,

Но больше всего

Там любят

Стихи

И загадки!



Туда мы отправимся -

Ты да я,

Только с собой

Не возьмем ружья

И дома оставим

Твой старый пугач.

Там Первый Закон:

НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.



Висит объявленье

У самой опушки:

"Вам, пистолеты,

Рогатки и пушки,

Вход в эту сказку

Закрыт навсегда!"



Скорей собирайся,

Поедем туда!





Отзывы о поэте



Выдающийся наследник и продолжатель дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Автор многих книг. Поэт редчайшего протеического таланта: на протяжении всего творческого пути менял стиль и искал новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950—1960-х годов) текстах чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей изящные игровые формы. В дальнейшем в его поэзии можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Безупречно владея традиционными методами стихосложения (например, сонетным), в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и разнообразие выразительных средств, склонность к эксперименту, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии, пафос, экстатическое состояние духа. Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир», — эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира. Андрей Вознесенский называл его великим. «Кажется, он выходит победителем из самой обречённой борьбы — со временем» (А. Битов). Сапгир писал: «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил».





Биография Генриха Сапгира



Родился в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын сапожника Бениамина Файвышевича (Владимира Павловича) Сапгира (1895—1963), открывшего в период НЭПа предприятие по производству обуви и вынужденного с семьёй перебраться в Бийск. Сапгир писал о том, что со стороны матери, белошвейки Малки Вульфовны (Марии Владимировны) Сапгир (урождённой Беленькой, 1902—1957), он состоял в родстве c Марком Шагалом. Родители происходили из Витебска и разговорным языком в семье был идиш. У него были старшие братья Меер и Игорь, младшая сестра Элла. В начале 1930-х годов семья поселилась в Москве.



Во время войны остался с матерью в Александрове Владимирской области — отец и братья ушли на фронт (отец был призван в 1942 году, награждён орденом Красной звезды, медалями; брат Игорь погиб на фронте). В 1944 году вернулся в Москву один (мать с трёхлетней сестрой остались в Александрове).



С 1944 года участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района Москвы. С конца 1950-х годов вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название Лианозовской школы (неподалёку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин). Учился в полиграфическом техникуме, в 1948—1952 годах проходил воинскую службу на объекте Свердловск-4. После демобилизации работал нормировщиком в скульптурном комбинате Художественного фонда (1953—1960).



В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, перевод текста песни «Зелёная карета» (с идиша, стихи Овсея Дриза) и другие.



В своем "Новом букваре" Сапгир придерживается традиционной методики пословного обучения чтению. В созданных им столбцах слов буквы и звуки в словах перекликаются по диагонали, вертикали и горизонтали, создавая звукосмысловые и графические соответствия.



В 1979 году участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1965 году, в СССР — только в 1989 году, в перестройку. Выступал также как переводчик (прежде всего, еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия». 



В годы перестройки стал членом Союза писателей Москвы (с 1988 года), хотя к идее Союза писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995 года; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 году).



В 1996 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.



Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса — на небо», — строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999).

Развернуть описание Свернуть описание

Отзывы Добавить отзыв

По данной работе пока нет отзывов
Показать ещё 6 комментариев

Произведения на конкурсе Премии «‎На Благо Мира» в номинации «‎Художественная литература»