Наверх

Художественная литература

Название работы

«Леса-чудеса»

Название работы

«Леса-чудеса»

Автор работы
Генрих Сапгир
Дата создания
18.07.2019
ОПИСАНИЕ

 

Поэт Генрих Сапгир подарил детям истории о волшебных существах и сказочных местах, в которых всегда найдется место веселью. 

 

В стране под названием Хохотания живут самые весёлые люди на свете - Смеянцы! Даже ужасный огнедышащий дракон не может испортить им настроение. Такие же приятные в общении существа обитают и по соседству с Хохотанией - в удивительных Лесах-чудесах. Здесь обожают ходить друг к другу в гости, играть в прятки и отгадывать загадки. Где-то здесь целый год проспал потерявшийся Морозко - младший брат Морозов и Метелей. Именно тут бегают среди деревьев загадочные Бежали, пляшут на лужайках беззаботные Плясали, тихо переговариваются-журчат скромные Журчали. 
Все эти диковинные земли и страны придумал поэт Генрих Сапгир, который никогда не поучал детей, не навязывал своего мнении о том, как поступать хорошо, а как - плохо. Зато он любил с детьми играть в слова и рифмы. И оказалось, что это не просто весело, но и заставляет задуматься о многих важных вещах. Например, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Леса-чудеса

В леса-чудеса
Мы поедем с тобой.
Там бродит у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.

В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем,
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы -
Два глаза совиных,
И тут же
Диван на пружинах.

Рассядемся
Я, и ты, и Медведь
И будем
Песню лесную петь:

Ель, береза,
Дуб, сосна,
Солнце, звезды
И луна.

Дуб, сосна,
Береза, ель,
Солнце, дождик
И метель.

А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву.
Живет он под горкой
В пещере.
"ЛЕВ ДОБРЫЙ" -
Табличка на двери.

И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
"Здр-р-раст!"
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.

А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй...
Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого,
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!

Туда мы отправимся -
Ты да я,
Только с собой
Не возьмем ружья
И дома оставим
Твой старый пугач.
Там Первый Закон:
НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.

Висит объявленье
У самой опушки:
"Вам, пистолеты,
Рогатки и пушки,
Вход в эту сказку
Закрыт навсегда!"

Скорей собирайся,
Поедем туда!

 

Отзывы о поэте

Выдающийся наследник и продолжатель дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Автор многих книг. Поэт редчайшего протеического таланта: на протяжении всего творческого пути менял стиль и искал новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950—1960-х годов) текстах чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей изящные игровые формы. В дальнейшем в его поэзии можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Безупречно владея традиционными методами стихосложения (например, сонетным), в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и разнообразие выразительных средств, склонность к эксперименту, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии, пафос, экстатическое состояние духа. Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир», — эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира. Андрей Вознесенский называл его великим. «Кажется, он выходит победителем из самой обречённой борьбы — со временем» (А. Битов). Сапгир писал: «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил».

 

Биография Генриха Сапгира

Родился в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын сапожника Бениамина Файвышевича (Владимира Павловича) Сапгира (1895—1963), открывшего в период НЭПа предприятие по производству обуви и вынужденного с семьёй перебраться в Бийск. Сапгир писал о том, что со стороны матери, белошвейки Малки Вульфовны (Марии Владимировны) Сапгир (урождённой Беленькой, 1902—1957), он состоял в родстве c Марком Шагалом. Родители происходили из Витебска и разговорным языком в семье был идиш. У него были старшие братья Меер и Игорь, младшая сестра Элла. В начале 1930-х годов семья поселилась в Москве.

Во время войны остался с матерью в Александрове Владимирской области — отец и братья ушли на фронт (отец был призван в 1942 году, награждён орденом Красной звезды, медалями; брат Игорь погиб на фронте). В 1944 году вернулся в Москву один (мать с трёхлетней сестрой остались в Александрове).

С 1944 года участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района Москвы. С конца 1950-х годов вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название Лианозовской школы (неподалёку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин). Учился в полиграфическом техникуме, в 1948—1952 годах проходил воинскую службу на объекте Свердловск-4. После демобилизации работал нормировщиком в скульптурном комбинате Художественного фонда (1953—1960).

В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, перевод текста песни «Зелёная карета» (с идиша, стихи Овсея Дриза) и другие.

В своем "Новом букваре" Сапгир придерживается традиционной методики пословного обучения чтению. В созданных им столбцах слов буквы и звуки в словах перекликаются по диагонали, вертикали и горизонтали, создавая звукосмысловые и графические соответствия.

В 1979 году участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1965 году, в СССР — только в 1989 году, в перестройку. Выступал также как переводчик (прежде всего, еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия». 

В годы перестройки стал членом Союза писателей Москвы (с 1988 года), хотя к идее Союза писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995 года; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 году).

В 1996 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.

Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса — на небо», — строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999).

 

Поэт Генрих Сапгир подарил детям истории о волшебных существах и сказочных местах, в которых всегда найдется место веселью. 

 

В стране под названием Хохотания живут самые весёлые люди на свете - Смеянцы! Даже ужасный огнедышащий дракон не может испортить им настроение. Такие же приятные в общении существа обитают и по соседству с Хохотанией - в удивительных Лесах-чудесах. Здесь обожают ходить друг к другу в гости, играть в прятки и отгадывать загадки. Где-то здесь целый год проспал потерявшийся Морозко - младший брат Морозов и Метелей. Именно тут бегают среди деревьев загадочные Бежали, пляшут на лужайках беззаботные Плясали, тихо переговариваются-журчат скромные Журчали. 
Все эти диковинные земли и страны придумал поэт Генрих Сапгир, который никогда не поучал детей, не навязывал своего мнении о том, как поступать хорошо, а как - плохо. Зато он любил с детьми играть в слова и рифмы. И оказалось, что это не просто весело, но и заставляет задуматься о многих важных вещах. Например, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

 

Леса-чудеса

В леса-чудеса
Мы поедем с тобой.
Там бродит у озера
Лось голубой.
Там чащу хвостом
Подметает лиса,
Чтоб чистыми были
Леса-чудеса.

В леса-чудеса
Мы поедем.
Там встретимся
С Умным Медведем,
Заглянем к Сове
В дупло.
В дупле у Совы
Тепло и светло.
Две лампы -
Два глаза совиных,
И тут же
Диван на пружинах.

Рассядемся
Я, и ты, и Медведь
И будем
Песню лесную петь:

Ель, береза,
Дуб, сосна,
Солнце, звезды
И луна.

Дуб, сосна,
Береза, ель,
Солнце, дождик
И метель.

А после
Я приглашу Сову,
И все мы отправимся
В гости ко Льву.
Живет он под горкой
В пещере.
"ЛЕВ ДОБРЫЙ" -
Табличка на двери.

И Добрый Лев
Тебе лапу подаст
И промурлычет:
"Здр-р-раст!"
И смело ты можешь
Погладить Льва,
Только спроси
Позволенья сперва.

А хочешь,
С Оленем в пятнашки играй...
Ведь это такой
Удивительный край!
Не обижает
Никто никого,
Все любят
Пятнашки
И прятки.
Но больше всего,
Но больше всего
Там любят
Стихи
И загадки!

Туда мы отправимся -
Ты да я,
Только с собой
Не возьмем ружья
И дома оставим
Твой старый пугач.
Там Первый Закон:
НИКОГО НЕ ПУГАТЬ.

Висит объявленье
У самой опушки:
"Вам, пистолеты,
Рогатки и пушки,
Вход в эту сказку
Закрыт навсегда!"

Скорей собирайся,
Поедем туда!

 

Отзывы о поэте

Выдающийся наследник и продолжатель дела гениальных творцов русского поэтического языка — от Василия Тредиаковского до Владимира Маяковского и Велимира Хлебникова. Автор многих книг. Поэт редчайшего протеического таланта: на протяжении всего творческого пути менял стиль и искал новые формы высказывания. В ранних (рубежа 1950—1960-х годов) текстах чаще склонялся к социальной сатире, зачастую принимавшей изящные игровые формы. В дальнейшем в его поэзии можно встретить также пейзажную лирику и гражданскую поэзию. Безупречно владея традиционными методами стихосложения (например, сонетным), в то же время разрабатывал новые, экспериментальные формы. В поздний период в творчестве Сапгира органично сочетаются лаконизм и разнообразие выразительных средств, склонность к эксперименту, любовь к точной детали, игре, гротеску, иронии, пафос, экстатическое состояние духа. Критики отзывались о нём как о классике современного русского авангарда. «У них в Питере был Бродский, а у нас в Москве — Сапгир», — эта широко известная фраза отражает не столько разницу в литературных вкусах двух столиц, сколько реальный творческий вес поэта Генриха Сапгира. Андрей Вознесенский называл его великим. «Кажется, он выходит победителем из самой обречённой борьбы — со временем» (А. Битов). Сапгир писал: «Я искал новую гармонию в языке, которую и находил».

 

Биография Генриха Сапгира

Родился в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын сапожника Бениамина Файвышевича (Владимира Павловича) Сапгира (1895—1963), открывшего в период НЭПа предприятие по производству обуви и вынужденного с семьёй перебраться в Бийск. Сапгир писал о том, что со стороны матери, белошвейки Малки Вульфовны (Марии Владимировны) Сапгир (урождённой Беленькой, 1902—1957), он состоял в родстве c Марком Шагалом. Родители происходили из Витебска и разговорным языком в семье был идиш. У него были старшие братья Меер и Игорь, младшая сестра Элла. В начале 1930-х годов семья поселилась в Москве.

Во время войны остался с матерью в Александрове Владимирской области — отец и братья ушли на фронт (отец был призван в 1942 году, награждён орденом Красной звезды, медалями; брат Игорь погиб на фронте). В 1944 году вернулся в Москву один (мать с трёхлетней сестрой остались в Александрове).

С 1944 года участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района Москвы. С конца 1950-х годов вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название Лианозовской школы (неподалёку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин). Учился в полиграфическом техникуме, в 1948—1952 годах проходил воинскую службу на объекте Свердловск-4. После демобилизации работал нормировщиком в скульптурном комбинате Художественного фонда (1953—1960).

В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» и другие, перевод текста песни «Зелёная карета» (с идиша, стихи Овсея Дриза) и другие.

В своем "Новом букваре" Сапгир придерживается традиционной методики пословного обучения чтению. В созданных им столбцах слов буквы и звуки в словах перекликаются по диагонали, вертикали и горизонтали, создавая звукосмысловые и графические соответствия.

В 1979 году участвовал в неподцензурном альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей — в 1965 году, в СССР — только в 1989 году, в перестройку. Выступал также как переводчик (прежде всего, еврейского поэта Овсея Дриза, немецкой конкретной поэзии и американского поэта Джима Кэйтса). Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия». 

В годы перестройки стал членом Союза писателей Москвы (с 1988 года), хотя к идее Союза писателей относился отрицательно. Был членом ПЕН-клуба с 1995 года; перед самой смертью вступил в группу ДООС (в 1999 году).

В 1996 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.

Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса — на небо», — строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999).

Авторский блог
Пока публикаций нет
Отзывы / Добавить отзыв

Пока отзывов нет

работы

смотреть все (168 )

Художественная литература

Как бы стремительно не развивался современный мир и его технологии, ценность хорошей книги не изменить! Как много удивительных моментов, знаний и эмоций могут подарить своему читателю произведения великих мастеров слова. И в нашей «Сокровищнице» мы стремимся собрать образцы мировой литературы, которые сделали богаче внутренний мир ни одного поколения.

Премия "На Благо Мира"
Вся необходимая информация для участников конкурса